МФЦ. Мои документы

Создание сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои Документы» стало одним из самых успешных проектов в решении задачи построения сервисного государства на территории Российской Федерации.  В МФЦ в полной мере реализуется принцип "одного окна", в соответствии с которым заявитель общается не с государственным служащим, а с сотрудником фронт-офиса, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению государственных услуг.

Первые многофункциональные центры на территории Российской Федерации были открыты в 2007 году. 16 субъектов Российской Федерации при поддержке Минэкономразвития России в пилотном режиме создали в районных центрах единые офисы предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых необходимые справки, документы и выписки выдавались сразу в одном офисе несколькими ведомствами. В 2008 году на территории страны действовало уже 18 центров госуслуг.

Впоследствии была разработана нормативная база, устанавливающая требования к МФЦ, правила их взаимодействия с органами власти, перечень услуг, предоставляемых в МФЦ. Поворотным моментом в развитии сети МФЦ стало издание указа Президента Российской Федерации № 601, который определил основные векторы развития сети многофункциональных центров на ближайшие пять лет.

В настоящее время сеть центров "Мои документы" насчитывает более 13 тысяч точек предоставления услуг по всей стране. "Одним окном" охвачено более 96% населения страны. В МФЦ было переведено большинство востребованных и социально значимых услуг, таких как выдача паспорта гражданина Российской Федерации, регистрационный учет по месту проживания, регистрация недвижимого имущества, выдача сертификата на материнский капитал и многое другое. Всего в центрах "Мои документы" оказывается около 30 федеральных и 150 региональных и муниципальных услуг, и их перечень постоянно расширяется. Например, в 2018 году у МФЦ появилась возможность оказывать услуги ЗАГС.

Центры "Мои Документы" являются полноценной и очень важной частью системы государственного управления России и повседневной жизни граждан, которые теперь могут получить нужные государственные услуги без многочасовых очередей и необходимости посещать разные ведомства. МФЦ не только позволили  упростить процедуры оказания услуг населению, синхронизировать работу разных ведомств, но и обеспечили комфорт посетителей, снизили временные и финансовые затраты граждан: нормой стала электронная очередь, наличие колл-центра, уютного сектора ожидания, детского уголка и многое другое.

Документы:

PDF Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" DOCX Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1376 "Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг" DOCX Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 № 797 "О взаимодействии между МФЦ и ФОИВ, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" DOCX Приказ Минэкономразвития России от 13 июня 2018 года № 304 об утверждении методических рекомендаций по организации предоставления в МФЦ двух и более государственных и (или) муниципальных услуг при однократном обращении PDF Журнал "Мои Документы", № 1, апрель 2018 PDF Журнал "Мои Документы", № 2, октябрь 2018 PDF Общая информация о коронавирусной инфекции PDF Рекомендации про профилактике для граждан старше 60 лет PDF Рекомендации для организаций
Динамика создания МФЦ на территории России