Бизнес будет получать разрешения на работу по единым правилам

Компании и их сотрудники должны получать разрешения на разные виды деятельности - лицензии, сертификаты, аккредитации и т. д. - по единым правилам, считает Минэкономразвития. Определить их оно предлагает в законе "Об основах разрешительной деятельности", с проектом которого ознакомились "Ведомости". Подлинность его копии подтвердил представитель министерства, документ готовится к рассмотрению правительственной комиссией по законопроектной деятельности.

Сейчас разрешения оформляются более чем на 500 видов деятельности. Но регулируются процедуры по-разному, часто ведомственными актами, объясняет вице-президент РСПП Александр Варварин. И все они увеличивают административную нагрузку на бизнес, жалуется ответственный секретарь комитета по контрольно-надзорной деятельности "Деловой России" Илья Борзик.

Общие правила дадут бизнесу четкое понимание, как получать разрешения, и гарантируют прозрачность процедур, передал через представителя заместитель министра экономического развития Савва Шипов. Законопроект закрепляет также общие правила приостановления и прекращения разрешений. Так, приостановить их по проекту можно максимум на 60 дней. Сейчас максимальный срок не установлен, по закону о лицензировании, например, лицензия возобновляется после того, как устранены все нарушения, а время на их устранение отводит ведомство, выдавшее разрешение, говорит главный эксперт департамента законотворческой деятельности ТПП Алексей Переседов. Но и приостановка разрешения на два месяца может парализовать работу некоторых малых и средних предприятий и даже привести к их банкротству - стоит сократить срок до 30 дней, рекомендует он.

Данные о выданных разрешениях планируется хранить в электронных реестрах. Доступ к ним будет открытым и бесплатным. Но если деятельность связана с безопасностью и обороной, будут выдаваться печатные документы, уточняет представитель Минэкономразвития. Переход от документов в бумажной форме к электронным реестрам сделает регулирование более эффективным, говорит партнер департамента налогов и права Deloitte Антон Зыков.

Но у бизнеса есть претензии к проекту. Конкретные процедуры будут определены в отраслевых законах, для лицензирования, аккредитации и сертификации специальное регулирование сохранится. Ведомствам и организациям, которые выдают разрешения, предстоит определить сроки и порядок их выдачи, но они должны будут предъявлять минимальное количество требований к бизнесу, говорится в документе: к  квалификации или количеству работников, ресурсам, финансовому состоянию компании и проч.

Условия выдачи разрешений все время меняются, говорит член совета "Опоры России" Дмитрий Несветов, бизнесу приходится тратить много денег и времени на то, чтобы подстраиваться под все изменения. К тому же в законопроекте открытый список разрешений, на которые он распространяется, замечает Борзик: это увеличивает неопределенность для бизнеса. Он рекомендует сделать список исчерпывающим.

На 35 видов контроля и видов деятельности, для которых требуется получать разрешения, законопроект не распространяется вовсе. Среди них экспортный контроль, тарифы, работа естественных монополий. Таких исключений добились федеральные органы власти, объясняет представитель Минэкономразвития: это те же виды контроля, которые выведены из-под контрольно-надзорной реформы, сокращающей количество требований к бизнесу. Не будет закон - в случае его принятия - регулировать и "квазиразрешительные" процедуры, когда разрешение еще не дает права на деятельность: например, санитарно-эпидемиологическая экспертиза или экспертиза проектной документации, уточняет он.

Лучше бы чиновники сократили количество необходимых разрешений, считает Зыков. Их слишком много, сетует Несветов. Пока проект не ослабляет регулятивное воздействие, заключает руководитель юридической практики KPMG Ирина Нарышева.

Анна Червонная