Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации

В целях синхронизации проводимой реформы контрольной и надзорной деятельности на федеральном и региональном уровнях, а также для повышения эффективности организации регионального государственного контроля (надзора) распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2017 г. № 147-р утверждена целевая модель «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации». Целевая модель направлена на снижение административной нагрузки на бизнес, формирование четких правил организации контроля и защиты прав предпринимателей, создание равных условий ведения бизнеса, стимулирование выхода предпринимателей из «теневого» сектора.

В рамках реализации целевой модели в субъектах Российской Федерации с 2017 года по настоящее время проводится работа по регламентации всех видов регионального государственного контроля (надзора), прорабатываются и внедряются принципы риск-ориентированного подхода при осуществлении региональных видов государственного контроля (надзора), внедряется методика оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, осуществляется информатизация контрольно-надзорной деятельности, а также проводится расчет оценки влияния деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), на состояние инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации.

КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

В каждом субъекте Российской Федерации утверждены и реализуются «дорожные карты» по внедрению целевой модели. Минэкономразвития России осуществляет мониторинг данной работы. Минэкономразвития России организована возможность прямого взаимодействия ответственных представителей субъектов Российской Федерации с экспертами Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития России.

Под руководством заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Саввы Шипова создана и функционирует рабочая группа по мониторингу внедрения целевой модели, в состав которой входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, некоммерческих организаций, а также представители бизнеса.

Мониторинг внедрения целевой модели осуществляется рабочей группой ежеквартально в отношении данных, представленных субъектами Российской Федерации в информационной системе АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» «Region-ID».

В целях предоставления субъектам Российской Федерации разъяснений по требованиям к документам и иной информации, загружаемым в систему «Region-ID», на заседании рабочей группы от 5 июля 2018 г. № 84-СШ одобрены в целом, а также  по итогам поступивших от субъектов Российской Федерации предложений и замечаний актуализированы рекомендации по подтверждению достижения целевых значений показателей целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации» в 2018 году.

По вопросам, связанным с мониторингом внедрения целевой модели, Минэкономразвития России организована возможность прямого взаимодействия ответственных представителей субъектов Российской Федерации с экспертами Департамента контрольной и надзорной деятельности Минэкономразвития России.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2018 г. № 1206-р реализация целевой модели продлена на срок до 31 декабря 2018 г., а также расширен список приоритетных видов регионального государственного контроля (надзора) в рамках целевой модели до 11 видов. Кроме того, целевая модель дополнена разделом 6 «Влияние деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), на состояние инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации».

Ежеквартальный мониторинг внедрения целевой модели проводится на основе данных, представленных субъектами Российской Федерации в информационной системе АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» «Region-ID», а также типовых справок для оформления и загрузки в систему «Region-ID».

Для выработки единых методологических подходов к формированию документов Минэкономразвития России на регулярной основе проводятся конференции, консультативные семинары, видеоконференции, совещания. Также на регулярной основе проводятся заседания рабочей группы, по итогам которых в субъекты Российской Федерации направляются индивидуальные результаты оценки достижения целевых значений показателей целевой модели и индивидуальные рекомендации по дальнейшему повышению процента достижения показателей целевой модели.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2019 года № 783-р внесены изменения в целевую модель, предусматривающие ее актуализацию на период 2019 – 2021 гг., а также внесение ряда существенных изменений и дополнений.

Актуализированная редакция Целевой модели дополнена новым разделом 2, включающим в себя 4 показателя по профилактике нарушений обязательных требований, которые проводятся по всем осуществляемым в субъекте Российской Федерации видам государственного контроля (надзора). Также скорректировано целевое значение показателя 6.1, которым является факт наличия оценки доли контрольных и административных мероприятий, проведенных по объектам контроля (надзора), по форме «да/нет».Показатели 2.4, 5.1 и 6.1 будут рассчитываться в соответствии с методиками, утверждаемыми на заседании рабочей группы по мониторингу внедрения в субъектах Российской Федерации целевой модели.

В соответствии с распоряжением № 783-р внедрение целевой модели осуществляется по всем видам государственного контроля (надзора).