Правовой основой внедрения межведомственного взаимодействия в контрольно-надзорную деятельность послужил принятый 3 ноября 2015 года Федеральный закон № 306-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающий распространение механизма межведомственного взаимодействия на исполнение контрольно-надзорных функций, определивший новый этап развития системы государственного и муниципального контроля.
Согласно новым правилам, вступившим в силу с 1 июля 2016 года, законом прямо установлен запрет для органов федерального контроля (надзора) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов (информации), которые находятся в распоряжении иных органов или организаций и включены в определенный Правительством Российской Федерации перечень и которые были представлены ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах органа власти, осуществляющего проверку.
С 1 января 2017 года этот запрет распространился на органы регионального контроля (надзора), а с 1 июля 2017 года – на органы муниципального контроля.
В целях реализации положений закона Минэкономразвития России были подготовлены:
- постановление Правительства Российской Федерации №323 от 18 апреля 2016 года, определяющее порядок и сроки запроса и получения документов и (или) информации в рамках межведомственного взаимодействия при осуществлении государственного контроля (надзора);
- распоряжение Правительства Российской Федерации №724-р от 19 апреля 2016 года, утверждающего перечень документов и (или) информации, подлежащих получению в рамках межведомственного взаимодействия.
Утвержденный Правительством перечень содержит 236 межведомственных документов, которые ведомства не вправе требовать при проведении проверок от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: они запрашиваются у зафиксированных в распоряжении 50 федеральных органов власти и подведомственных им организаций.
По аналогии с межведомственным взаимодействием при оказании государственных услуг предполагается разработка органами контроля (надзора) технологических карт межведомственного взаимодействия. В рамках методического обеспечения процесса была разработана соответствующая методика.
В целях методической помощи ведомствам Минэкономразвития России также были разработаны пилотные технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ) осуществления контроля (надзора). В качестве пилотных проектов одобрены следующие ТКМВ, содержащие наиболее часто запрашиваемые у подконтрольных лиц документы (выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРП и другие):
- ТКМВ Роструда по осуществлению государственной функции «Федеральный государственный надзор за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей»;
- ТКМВ Роструда по осуществлению государственной функции «Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»;
- ТКМВ ФНС России по осуществлению государственной функции «Государственная функция по осуществлению лицензионного контроля за деятельностью по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах»;
- ТКМВ ФНС России по осуществлению государственной функции «Государственная функция по осуществлению лицензионного контроля за деятельностью по производству и реализации защищенной полиграфической продукции».
- МВД России. Дорожный надзор
- МВД России. Контроль за оборотом оружия
- МВД России. Контроль за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью
- МВД России. Миграция
- МВД России. Технадзор
- МЧС России. Гражданская оборона
- МЧС России. Пожарная безопасность зданий
- МЧС России. Тушение пожаров
- МЧС России. Федеральный государственный пожарный надзор
- МЧС России. ЧС
- Минкультуры России. Авторское право
- Минкультуры России. Госохрана. ГКН
- Минкультуры России. Лицензионные требования
- Минкультуры России. Музеи
- Минкультуры России. Туризм
- Минобороны. Вооружение
- Минобороны. Промобъекты
- Минпромторг России. Контроль авиатехника
- Минпромторг России. Контроль боеприпасы
- Минпромторг России. Контроль оружие
- Минюст России. Контроль некоммерческих организаций
- Нацгвардия России. Контроль ТЭК
- Нацгвардия России. Контроль вневедомственная охрана
- Росаккредитация. Аккред. лица
- Росалкогольрегулирование. Контроль производства спирта
- Росатом. Лицензионный контроль
- Росгидромет. Активное воздействие
- Росздравнадзор. Качество ЛС
- Росздравнадзор. Клинич. исследования
- Росздравнадзор. Меддеятельность
- Росздравнадзор. Медтехника
- Росздравнадзор. Нарк. средства
- Росздравнадзор. Обращение ЛС
- Росздравнадзор. Уничтожение ЛС
- Росздравнадзор. Фармацевтика
- Роскомнадзор. Надзор за ресурсом нумерации единой сети электросвязи
- Роскомнадзор. Радиоконтроль
- Рослесхоз. Лесной надзор
- Рособрнадзор. Образовательная деятельность
- Роспотребнадзор. Инфекционные заболевания и ГМО
- Роспотребнадзор. Ионизирующее излучение
- Росреестр. Геодезия и картография
- Росреестр. Земельный надзор
- Россельхознадзор. Земельный надзор
- Россельхознадзор. Контроль качества продуктов
- Россельхознадзор. ЛС для ветеринарии
- Росстандарт. Метрологический надзор
- Росстандарт. Соблюдение национальных стандартов
- Ростехнадзор. Промышленная безопасность
- Ространснадзор. Автонадзор
- Ространснадзор. ГТС
- Ространснадзор. Гражданская авиация
- Ространснадзор. Ж/д надзор
- Ространснадзор. Контроли за соблюдением законодательства в пунктах пропуска через государственную границу
- Ространснадзор. Надзор за торговым мореплаванием
- Ространснадзор. Транспортная безопасность
- Роструд. Соблюдение требований
- Роструд. Труд законодательство
- ФМБА России. Донорская кровь
- ФМБА России. Санитарный надзор
- ФНС России. Азартные игры
- ФНС России. Полиграфия
- ФНС России Контроль за оборотом товаров (Минздрав России)
- ФНС России Контроль за оборотом товаров (Минпромторг России)
- ФНС России Контроль за оборотом товаров (Росздравнадзор)
- Презентация РАНХиГС при Президенте РФ о переходе к межведомственному инормационному взаимодействию при осуществлении государственного контроля (надзора)
- Проектирование межведомственного взаимодействия при осуществлении регионального контроля (надзора)
- Новые подходы в проектировании межведомственного взаимодействия при осуществлении регионального контроля (надзора)
- Особенности проектирования межведомственного взаимодействия при осуществлении регионального контроля (надзора)
- Роль федеральных ведомств в организации межведомственного взаимодействия при осуществлении регионального контроля (надзора)
- Новые подходы в части ФОИВ к организации межведомственного взаимодействия при осуществлении регионального контроля (надзора)
- Основы организации межведомственного взаимодействия при осуществлении регионального контроля (надзора)