Внедрение системы профилактики нарушений обязательных требований

Профилактика – неотъемлемая часть новой системы контроля и надзора, что нашло отражение в перечне ключевых задач реформы контрольно-надзорной деятельности. Одной из главных ее целей является изменение облика контрольно-надзорных органов, переориентация их деятельности с поиска нарушений на их предотвращение и минимизацию вреда охраняемым законом ценностям, а также внедрение «сервисной модели» отношений с гражданами и организациями, которая позволяет оптимизировать затраты самих контрольных органов и снизить нагрузку на подконтрольные субъекты.  

Для решения задач по внедрению системы профилактики в работу контрольно-надзорных органов Минэкономразвития в 2016 году обеспечено внесение изменений в Федеральный закон № 249-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».  В частности, документ дополнен положениями по использованию инструментов профилактической деятельности, таких как размещение на официальных сайтах перечней нормативных правовых актов с требованиями, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также их текстов; информирование по вопросам соблюдения обязательных требований; обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

В 2017 году принят ряд актов Правительства Российской Федерации, закрепляющих особенности отдельных институтов системы профилактики. Так, постановлением Правительства от 10.02.2017 № 166 закреплены правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Постановлением Правительства от 13.02.2017 № 177 определены общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов).

Важным шагом для развития профилактической работы стало принятие Стандарта ккомплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.  Он обобщил практический опыт проведения профилактических мероприятий российскими и зарубежными контрольно-надзорными органами, а также методические рекомендации, выработанные в ходе проведения реформы контрольно-надзорной деятельности. 

В 2018 году запущен процесс формирования ведомственных систем профилактики на основе единых требований и методических рекомендаций, сформированных в Стандарте.

Кроме того, 26 декабря 2018 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 1680, которым утверждены подготовленные Минэкономразвития России Общие требования к организации и осуществлению органами контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. В Общих требованиях конкретизируется порядок и особенности реализации проведения профилактических мероприятий, закрепленных в Федеральном законе № 294-ФЗ.