Внедрение системы управления рисками – одно из главных направлений реформы контрольно-надзорной деятельности. Оно предполагает классификацию подконтрольных объектов в зависимости от степени возможной угрозы охраняемым законом ценностям (в том числе жизни и здоровью людей, имуществу граждан и организаций) и применение для каждой категории контрольно-надзорных мероприятий с разной степенью интенсивности.
Системное внедрение риск-ориентированного подхода в деятельность контрольно-надзорных органов началось с внесения изменений в Федеральный закон № 294-ФЗ, установивших общие подходы к применению системы управления рисками. Следующим шагом стало принятие постановления Правительства от 17.08.2016 № 806, которым были утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, а также перечни видов федерального и рнегионального контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход.
По состоянию на 1 января 2019 года нормативные правовые акты, устанавливающие риск-ориентированный подход при осуществлении планового контроля, приняты в отношении 30 видов государственного контроля (надзора).
- федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности
- федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений
- федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- федеральный государственный пожарный надзор
- федеральный государственный надзор в области связи
- федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
- государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
- государственный контроль за обращением медицинских изделий
- федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- государственный надзор в области гражданской обороны
- государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в рамках федерального государственного экологического надзора
- государственный земельный надзор в рамках федерального государственного экологического надзора
- государственный надзор в области обращения с отходами в рамках федерального государственного экологического надзора
- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха в рамках федерального государственного экологического надзора
- государственный надзор в области использования и охраны водных объектов в рамках федерального государственного экологического надзора
- государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ в рамках федерального государственного экологического надзора
- федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств
- государственный земельный надзор, осуществляемый Россельхознадзором
- федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения
- федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции
- региональный государственный строительный надзор
- региональный государственный экологический надзор
- государственный земельный надзор, осуществляемый Росреестром
- федеральный государственный метрологический надзор
- государственный контроль(надзор) в сфере государственного оборонного заказа
- федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
- федеральный государственный транспортный надзор, в том числе в отношении отдельных видов транспорта
- федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением транспортной безопасности
- федеральный государственный контрольз а соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации
- федеральный государственный энергетический надзор
Кроме того, в отношении 8 видов контроля по итогам внедрения риск-ориентированного подхода было принято решение об отмене плановых проверок.
- государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при осуществлении федерального государственного транспортного надзора (в отношении видов деятельности, подлежащих лицензированию
- федеральный государственный надзор в области рекламы
- федеральный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) в части отмены проведения плановых проверок организаций, осуществляющих горячее водоснабжение,
холодное водоснабжение и (или) водоотведение, при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения - гоосударственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации
- федеральный государственный контроль за аккредитованными лицами
- федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств
- лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции
- государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
В отношении 2 видов федерального государственного контроля (федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, осуществляемый Росаккредитацией, и государственный
земельный надзор, осуществляемый Росреестром) были утверждены индикаторы риска нарушения обязательных требований, применяемые при внеплановом контроле.