Внедрение системы управления рисками

Внедрение системы управления рисками – одно из главных направлений реформы контрольно-надзорной деятельности. Оно предполагает классификацию подконтрольных объектов в зависимости от степени возможной угрозы охраняемым законом ценностям (в том числе жизни и здоровью людей, имуществу граждан и организаций) и применение для каждой категории контрольно-надзорных мероприятий с разной степенью интенсивности.

Такой подход ориентирован на всех участников системы контроля и надзора. Добросовестный бизнес, деятельность которого не связана с рисками для общества, освобождается от административной опеки контролирующих органов. Органы контроля, в свою очередь, смогут сконцентрировать свои усилия в потенциально опасных зонах, что позволит сделать проверки более прицельными и оптимизировать затрачиваемые на них ресурсы.

Системное внедрение риск-ориентированного подхода в деятельность контрольно-надзорных органов началось с внесения изменений в Федеральный закон № 294-ФЗ, установивших общие подходы к применению системы управления рисками. Следующим шагом стало принятие постановления Правительства от 17.08.2016 № 806, которым были утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, а также перечни видов федерального и рнегионального контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход. 

По состоянию на декабрь 2018 года нормативные правовые акты, устанавливающие риск-ориентированный подход при осуществлении планового контроля, приняты в отношении 30 видов государственного контроля (надзора).

Виды государственного контроля (надзора), по которым приняты нормативные правовые акты о внедрении риск-ориентированного подхода
  • федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности
  • федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений
  • федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
  • федеральный государственный пожарный надзор
  • федеральный государственный надзор в области связи
  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  • государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности
  • государственный контроль за обращением медицинских изделий
  • федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
  • государственный надзор в области гражданской обороны
  • государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в рамках федерального государственного экологического надзора
  • государственный земельный надзор в рамках федерального государственного экологического надзора
  • государственный надзор в области обращения с отходами в рамках федерального государственного экологического надзора
  • государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха в рамках федерального государственного экологического надзора
  • государственный надзор в области использования и охраны водных объектов в рамках федерального государственного экологического надзора
  • государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ в рамках федерального государственного экологического надзора
  • федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств
  • государственный земельный надзор, осуществляемый Россельхознадзором
  • федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения
  • федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции
  • региональный государственный строительный надзор
  • региональный государственный экологический надзор
  • государственный земельный надзор, осуществляемый Росреестром
  • федеральный государственный метрологический надзор
  • государственный контроль(надзор) в сфере государственного оборонного заказа
  • федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
  • федеральный государственный транспортный надзор, в том числе в отношении отдельных видов транспорта
  • федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением транспортной безопасности
  • федеральный государственный контрольз а соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации
  • федеральный государственный энергетический надзор

Кроме того, в отношении 8 видов контроля по итогам внедрения риск-оринетированного подхода было приянто решение об отмене плановых проверок.

Виды контроля, по которым принято решение об отмене плановых проверок
  • государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при осуществлении федерального государственного транспортного надзора (в отношении видов деятельности, подлежащих лицензированию
  • федеральный государственный надзор в области рекламы
  • федеральный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) в части отмены проведения плановых проверок организаций, осуществляющих горячее водоснабжение,
    холодное водоснабжение и (или) водоотведение, при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
  • гоосударственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации
  • федеральный государственный контроль за аккредитованными лицами
  • федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств
  • лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции
  • государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости

В отношении 2 видов федерального государственного контроля (федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, осуществляемый Росаккредитацией, и государственный
земельный надзор, осуществляемый Росреестром) были утверждены индикаторы риска нарушения обязательных требований, применяемые при внеплановом контроле.