Государственный контроль и надзор

Контроль и надзор – одна из наиболее чувствительных точек соприкосновения бизнеса с органами власти, в которой наблюдается самый высокий уровень вмешательства государства в экономическую деятельность.

Официальный сайт о реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам21 декабря 2016 года.

Совершенствование контрольно-надзорной деятельности является одним из приоритетных направлений стратегического развития Российской Федерации. Проблемные вопросы контрольно-надзорной деятельности на протяжении последних лет остаются одной из тем ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, а также широко обсуждаются в обществе и экспертной среде.

Важным этапом реформирования сферы государственного контроля и надзора  стало принятие в 2008 году указа Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», а также  Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон о защите прав юридических лиц). Последний был разработан как системообразующий нормативно-правовой акт в сфере осуществления функций органов исполнительной власти по контролю и надзору.

Следующим этапом совершенствования правового регулирования контрольно-надзорной деятельности стало принятие ряда концептуальных поправок в Федеральный закон № 294-ФЗ. Наиболее важными из них стали:

  • создание Единого реестра проверок;
  • введение «надзорных каникул» для представителей малого и среднего предпринимательства сроком с 2016 по 2018 годы;
  • закрепление принципов применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности;
  • установление межведомственного взаимодействия для получения документов и информации при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Дальнейшая работа по реформированию контрольно-надзорной деятельности проводилась в соответствии с Дорожной картой совершенствования контрольно-надзорной деятельности, которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р. Данный документ представляет собой план мероприятий, реализуемый федеральными органами исполнительной власти с привлечением общероссийских общественных объединений предпринимателей, ведущих научных и экспертных организаций в целях повышения защищенности охраняемых законом ценностей, снижения издержек субъектов предпринимательской деятельности, связанных с осуществлением контрольно-надзорной деятельности, а также оптимизации ресурсов, затрачиваемых государством на осуществление указанных функций. «Дорожная карта» включает 78 мероприятий по 9 основным направлениям, в числе которых внедрение риск-ориентированного подхода при  организации и проведении мероприятий по контролю, совершенствование существующих и внедрение новых инструментов контрольно-надзорной деятельности, выявление и устранение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, а также дублирующих друг друга полномочий контрольно-надзорных органов и т.д.

Наконец, в 2016 году реформа контрольно-надзорной деятельности приобрела статус приоритетной программы. Паспорт программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» был утвержден 21 декабря 2016 года по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Программа рассчитана на срок с декабря 2016 года по 2025 год (включительно). На данном этапе в реализации программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности» участвуют 12 ведомств: МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС.

Ключевые цели программы состоят в следующем:

  • снижение административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
  • повышение качества реализации контрольно-надзорных функций на всех уровнях государственной власти;
  • сокращение ущерба охраняемым законом ценностям, в том числе сокращение числа смертельных случаев, заболеваний и отравлений, материального ущерба и проч.

 На достижение целей программы направлены 8 приоритетных проектов:

  • внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;
    Ответственным за реализацию данного проекта является Министерство экономического развития РФ. В настоящее время риск-риск-ориентированный подход применяется в 3 видах государственного контроля (надзора), предусмотренных постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. Это пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в сфере связи. По данным видам контроля планы проверок на 2017 год были составлены с учетом критериев риска, что позволило существенно сократить число проводимых проверочных мероприятий. Так, только в сфере пожарной безопасности от надзора были освобождены более 700 тысяч низкорисковых хозяйствующих субъектов, а общее количество плановых проверок в сфере пожарной безопасности в 2017 году по сравнению с 2016 годом сократилось на 30%. Кроме того, в феврале 2017 года были утверждены Правительством критерии риска для надзора в сфере трудовых отношений (Роструд). Ключевыми задачами на 2017 год является выработка критериев отнесения объектов к категориям риска, составление списков подконтрольных объектов и формирование планов проверок на 2018 год с учётом нового подхода. Расширенный перечень видов контроля, осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода, закреплен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 245. Перечень, закрепленный постановлением № 245, включает в себя 33 вида контрольно-надзорной деятельности. Это, в частности, земельный, ветеринарный, транспортный надзор, лицензионный контроль за предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами и другие наиболее массовые и распространенные виды контроля и надзора. Таким образом, начиная с 2018 года, риск-ориентированный подход будет применяться уже в 37 видах контрольно-надзорной деятельности. В 2018 году также планируется внедрить динамическую модель управления рисками, которая позволит переводить объекты из одной категории в другую. На заключительном этапе реформы необходимо внедрить систему «умного госрегулирования», позволяющую на основе мониторинга и анализа результатов применения риск-ориентированного подхода принимать взвешенные управленческие решения.
  • создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
    Ответственным за реализацию данного проекта является Министерство экономического развития РФ. Базовая модель определения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности была утверждена распоряжением Правительства от 17 мая 2016 года № 934-р. В ней закреплен типовой перечень показателей результативности и эффективности, предусматривающих снижение ущерба охраняемым законом ценностям, повышение уровня безопасности, а также достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизацию неоправданного вмешательства в деятельность подконтрольных субъектов. В 2017 году должен быть утвержден Стандарт зрелости управления результативностью и эффективностью, главная задача которого состоит в том, чтобы сфокусировать проверки на максимальном сокращении ущерба для государства, граждан и бизнеса. К 2018 году планируется внедрить новую модель оценки эффективности и результативности и разработать показатели эффективности по 12 приоритетным федеральным органам, участвующим в реализации приоритетной программы, а также разработать и внедрить механизмы сбора достоверных данных для расчёта этих показателей с использованием информационных систем. К концу 2019 года новая система будет использоваться, в том числе, для мотивации инспекторов: их работа должна быть ориентирована на снижение ущерба для государства и общества, а не на выписывание штрафов.
  • внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований;
    Ответственным за реализацию данного проекта является Министерство экономического развития РФ. Необходимость проведения ведомственной профилактической работы была закреплена Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ, которым, в частности, предусмотрена публикация на официальных сайтах контрольно-надзорных ведомств перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, информирование субъектов предпринимательской деятельности по вопросам обязательных требований, а также регулярное обобщение правоприменительной практики. В 2017 году также был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации, закрепляющих особенности отдельных институтов системы профилактики. Так, постановлением Правительства от 10.02.2017 № 166 были закреплены правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Постановлением Правительства от 13.02.2017 № 177 были определены общие требования к разработке и утверждению проверочных листов, которые будут использоваться контрольными органами при проведении плановых проверок. Постановлением от 24.03. 2017 г. № 331 был утвержден порядок ведения перечня видов государственного контроля с классификацией по федеральным органам. Начиная с 2017 года, в целях внедрения системы профилактики нарушения обязательных требований ведомства-участники приоритетной программы проводят публичные мероприятия с участием бизнеса, представителей контрольно-надзорных органов и средств массовой информации. Кроме того, в 2017 году планируется разработать комплексный стандарт зрелости ведомственных систем профилактики нарушения обязательных требований, где будет прописан определенный набор мероприятий, которые должны реализовать органы контроля. Данный стандарт должен быть полностью внедрен к концу 2020 года.
  • исключение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований;
    Ответственным за реализацию данного проекта является Министерство юстиции РФ. Главная задача — снижение административной нагрузки на поднадзорные субъекты и выведение из «серой зоны» большого количества обязательных требований, которые связаны с большими издержками и не влияют на уровень безопасности. К концу 2020 года по всем видам контроля должны быть сформированы проверочные листы с наиболее значимыми требованиями с точки зрения обеспечения безопасности. Эта работа в приоритетном порядке будет вестись по 5 сферам бизнеса и по 5 видам контроля: розничная торговля, общественное питание, производство продуктов питания, операции с недвижимым имуществом и пассажирские перевозки автотранспортом, пожарный надзор, надзор в области промбезопасности, санэпиднадзор, ветеринарный и фитосанитарный, экологический надзор, а также надзор в сфере трудового законодательства и в сфере обращения лекарственных средств.
  • внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов;
    Ответственным за реализацию данного проекта является Министерство труда и социальной защиты РФ. Он предусматривает внедрение процедуры аттестации руководителей и заместителей руководителей надзорных органов, централизованный отбор на замещение должностей, разработку и внедрение стандартов кадрового менеджмента с учётом международной практики корпоративного управления, внедрение механизмов мотивации инспекторского состава, а также комплексный аудит операционных и управленческих процессов в надзорных ведомствах, обучение персонала, в том числе дистанционного, а также тестирование сотрудников. Реализация указанных мероприятий начнётся уже в 2017 году.
  • внедрение системы предупреждения, мониторинга и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности;
    Ответственным за реализацию данного проекта является Министерство труда и социальной защиты РФ. Он предусматривает утверждение к концу августа 2017 года контрольно-надзорными ведомствами карт коррупционных рисков с привлечением общественности, экспертного сообщества и предпринимателей. Затем будет подготовлен комплекс мероприятий по их минимизации. Один из показателей паспорта — ротация служащих, соответствующие методрекомендации должны быть готовы к концу ноября текущего года. Кроме того, не менее 30 тыс. федеральных госслужащих ежегодно будут проходить обучение по вопросам профилактики коррупции.
  • создание и внедрение комплексной модели информационного обеспечения и систем автоматизации контрольно-надзорной деятельности;
    Проект по информатизации и автоматизации контрольно-надзорной деятельности носит сквозной характер и так или иначе затрагивает все направления реформы. Ответственным за его реализацию является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Доля видов надзора, по которым доступно взаимодействие через «личный кабинет», в 2017 году должна составить 15%, в 2018 — 50%, а в 2020 — уже 100%. При этом к 2020 году 80% проверяемых должны быть удовлетворены качеством электронных сервисов. В рамках проекта будет создана единая информационная система контрольно-надзорной деятельности, доработан функционал Единого реестра проверок. В госконтроле начнут использовать облачные технологии и Big data.
  • повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях.
    Ответственным за реализацию данного проекта является Министерство экономического развития РФ. Работа по проекта будет синхронизирована с реализацией целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации», которая разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного по итогам совместного заседания президиума Государственного совета и консультативной комиссии Государственного совета 12 ноября 2016 года. Приоритетный проект включает в себя несколько функциональных направлений, в числе которых регламентация всех видов регионального контроля (надзора), внедрение риск-ориентированного подхода в 7 приоритетных видах регионального контроля (надзора), информатизация контрольно-надзорной деятельности в субъектах РФ и т.д. Мероприятия проекта запланированы к реализации на 2017 год.

Для каждого из данных проектов предусмотрены целевые показатели и сроки достижения, а также перечень мероприятий, которые должны быть реализованы в рамках программы.

В результате реализации приоритетной программы количество смертельных случаев, заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных по контролируемым видам рисков должно снизиться вдвое к концу 2025 года, а уровень материального ущерба – на 30%.

Также к концу 2025 года вдвое должна снизиться и административная нагрузка на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

К 2025 году предстоит актуализировать и систематизировать обязательные требования по наиболее массовым видам предпринимательской деятельности и по всем видам контроля и надзора. При этом должен соблюдаться принцип, что новое обязательное требование может вводиться только после отмены двух устаревших.

Кроме того, по 25 наиболее массовым видам контроля и надзора будут доступны онлайн исчерпывающие перечни обязательных требований для малого и среднего бизнеса, в соответствии с которыми проводятся проверки. Также в личном кабинете предприниматели смогут получить подробную консультацию по перечням обязательных требований, информацию о проведённых и планируемых контрольных мероприятиях, там же планируется реализовать и механизм самодекларирования.

Контрольные мероприятия будут проводиться на основе вероятности причинения ущерба охраняемым законом ценностям и с учётом истории поведения хозяйствующих субъектов. Уже к 2018 году за счёт внедрения риск-ориентированного подхода число плановых проверок должно сократиться на 30%. И в 2018 году не менее 90% плановых проверок будут проходить на объектах высоких категорий риска.

В целом по итогам проведения реформы деятельность контрольно-надзорных органов должна быть переориентирована на предупреждение и профилактику нарушений.

Документы

Видео