Безбумажное взаимодействие государства и бизнеса

Новое и перспективное направление реформирования взаимоотношений государства и бизнеса – безбумажное взаимодействие, в рамках которого определяются механизмы, позволяющие бизнесу в среднесрочной перспективе (2014-2017 годы) отказаться от сопровождения оборота продукции бумажными разрешительными документами.

Это позволит снизить издержки бизнеса, упростить осуществление контрольных (надзорных) полномочий, снизить риски появления в точках продаж небезопасной продукции.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» ведется работа по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид, формируется система межведомственного информационного взаимодействия.

Основой межведомственного информационного взаимодействия между органами государственной власти по запросу сведений, необходимых для предоставления государственных услуг, является единая система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ). Внедрение СМЭВ  в деятельность ведомств позволило повысить качество взаимодействия государства и граждан. Были сокращены сроки предоставления государственных услуг, число обращений в органы власти и  количество предоставляемых документов. Кроме того, при проектировании межведомственного взаимодействия органы власти были вынуждены в собственных интересах оптимизировать процессы предоставления услуг. Также рядом федеральных органов исполнительной власти ведутся работы по переводу услуг по выдаче разрешительных документов в электронную форму. Однако, несмотря на проводимые работы, во многих отраслях оборот продукции по-прежнему сопровождается бумажными разрешительными документами, что приводит к значительным издержкам хозяйствующих субъектов при выполнении необходимых процедур: получении разрешительных документов, оформлении необходимой документации при отгрузке каждой партии продукции, обработки и хранении документации.

В тоже время совершенствование информационных систем органов государственной власти в рамках реализации закона № 210-ФЗ с одновременным усовершенствованием инфраструктуры каналов связи позволяют перейти на электронный обмен и контроль сведений о продукции. Тем самым, можно отказаться как от повторного использования бумажных или электронных разрешительных документов на продукцию, так и перейти в системе государственного контроля (надзора) от контроля уже однажды полученных бизнесом документов к контролю сведений о продукции.

Таким образом, принципы безбумажного взаимодействия, которые были заложены в системе межведомственного электронного взаимодействия, могут быть использованы и в сферах разрешительной и контрольно-надзорной деятельности органов власти.

В 2012 году Минэкономразвития России совместно с заинтересованными органами власти в рамках выполнения поручения Правительства Российской Федерации (протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 17 февраля 2012 №ВП-П10-4пр) провело исследование на тему возможности комплексного перевода разрешительной документации на пищевую продукцию в электронную форму и перехода от государственного контроля разрешительных документов на пищевую продукцию к государственному контролю  сведений о такой продукции. В рамках изучения механизмов безбумажного взаимодействия государства и бизнеса пищевая продукция попала в фокус  исследования по двум  причинам. Во-первых, эту продукцию чаще всего покупают потребители на регулярной основе.  Во-вторых, именно в отношении пищевой продукции действует несколько способов оценки соответствия, которые дублируют друг друга.

Проблемы, выявленные в анализе практики оборота разрешительной документации на пищевую продукцию.
  • высокие издержки на оборот разрешительных документов;
  • низкий уровень автоматизации процесса взаимодействия контрагентов; при обороте пищевой продукции;
  • завышенные сроки оформления разрешительной документации;
  • попадание на рынок контрафактной продукции;
  • необходимость бумажного документооборота и отсутствие возможности; проверки подлинности разрешительных документов является одной из причин попадания на рынок контрафактной продукции;
  • дублирование форм подтверждения (оценки) соответствия продукции установленным требованиям.
    Ключевые направления развития проекта по обеспечению перехода к безбумажному документообороту при взаимодействии органов государственной власти с участниками рынка при выпуске, обращении, хранении, перевозке и реализации пищевой продукции, выявленные в результате проведенных работ.
    • разработка проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих отказ от сопровождения оборота продукции бумажными разрешительными документами;
    • создание и развитие государственных информационных систем и электронных сервисов, обеспечивающих доступ к сведениям о безопасности и легальности продукции;
    • описание классификаторов, справочников и стандартов, необходимых для функционирования разработанных механизмов;
    • организация и техническое оснащение мобильных рабочих мест сотрудников уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации, осуществляющих контроль и надзор за оборотом продукции;
    • обучение сотрудников уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации, осуществляющих контроль и надзор за оборотом продукции, работе с государственными информационными системами и электронными сервисами, обеспечивающими доступ к сведениям о безопасности и легальности продукции.
    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. № 1213-р утверждена Концепция комплексного перевода документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов в электронную форму. План мероприятий по реализации Концепции предусматривает комплексный переход на электронный документооборот документации об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов. 

    В 2015 году в рамках реализации концепции принят Федеральный закон №102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам исключения избыточных требований при оказании государственных услуг и осуществлении государственных функций» , одной из задач которого стало изменение Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Федерального закона «О техническом регулировании».

    Новые положения закона «О техническом регулировании» предусматривают, что продукция, подтверждение соответствия которой определено техническими регламентами, сможет следовать без оригиналов сертификатов, деклараций (при наличии их копий либо номеров), а соответствующие оригиналы, наряду с копиями сертификатов, деклараций или их номерами, могут быть  предъявлены в рамках контрольных мероприятий по выбору сопровождающего груз лица.

    Изменения в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта предусматривают возможность указания в товарно-сопроводительных документах номеров сертификатов, деклараций либо наличие копии сертификатов, деклараций, подтверждающих соответствие продукции, перевозимой автотранспортом, установленным требованиям.

    Данные изменения позволят сократить издержки хозяйствующих субъектов, связанные с оборотом документов об оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов, повысить уровень общественного контроля за соответствием пищевой продукции требованиям технических регламентов, а также являются важным шагом на пути перехода хозяйствующих субъектов на электронный документооборот при обороте пищевой продукции.

    В настоящее время ведомствами завершается доработка отдельных государственных информационных систем.