Аккредитация

Аккредитация — подтверждение соответствия юридического лица либо индивидуального предпринимателя установленным критериям аккредитации, служащее официальным свидетельством его компетентности.

Важным направлением реформы стало совершенствование системы аккредитации и создание единой национальной системы. Такой правовой институт, как аккредитация, работает во многих странах мира по единым правилам, установленным международными стандартами. Международная практика показывает, что для предупреждения коррупционных рисков специальный орган по аккредитации не должен быть аффилирован какими-либо отраслевыми интересами.

До создания в Российской Федерации единой системы полномочия по аккредитации осуществлялись различными федеральными органами исполнительной власти. Процедура аккредитации проводилась по различным правилам и выстраивалась отраслевыми регуляторами на основании собственного видения. При этом регулирование процедур аккредитации в федеральном законодательстве носило отрывочный характер и распространялось лишь на отдельные области. Критериев оценки аккредитуемых лиц в сфере технического регулирования было всего пять, и те довольно расплывчатые.

Для решения этих задач потребовалось создание национальной системы аккредитации, работающей по прозрачным правилам, соответствующим международным требованиям к аккредитации. Поэтому было принято решение централизовать функции по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий, отдельных экспертных организаций и экспертов в одном органе – Федеральной службе по аккредитации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 2011 года № 86 «О единой национальной системе аккредитации» определены основные принципы формирования единой национальной системы аккредитации, соответствующие международным стандартам аккредитации, а также было предусмотрено создание Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации), на которую возлагались функции по формированию такой системы. 

Главная задача Росаккредитации – определять, компетентна ли организация для того, чтобы проверять качество и безопасность производимой продукции, а также контролировать соблюдение законодательства в данной сфере.

В соответствиии с постановлением Правительства от 17 октября 2011 года №845 создана Федеральная служба по аккредитации. С 1 ноября 2011 года Росаккредитация осуществляет полномочия по аккредитации, в том числе аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю, экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий, в том числе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ и (или) оказания услуг в области единства измерений, по контролю над деятельностью аккредитованных лиц, ведению реестров аккредитованных лиц, реестров деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, выдаче бланков сертификатов соответствия.

Федеральная служба по аккредитации в мае 2013 года получила статус ассоциированного члена Международной организации по аккредитации лабораторий (ИЛАК). Членство в данной организации позволит Росаккредитации, а также российским экспертам и инспекторам принимать участие в заседаниях различных технических комитетов ИЛАК, участвовать в проведении совместных оценок и аккредитации российских и зарубежных лабораторий, что, в свою очередь, будет способствовать достижению основной цели – международному признанию российской системы аккредитации.

Важным элементом, необходимым для международного признания национальной системы аккредитации, является формирование нормативной базы, регулирующей общественные отношения в области аккредитации.

Основным нормативным правовым актом Российской Федерации, регулирующим общественные отношения в области аккредитации является Федеральный закон от 28 декабря 2013 года. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», вступивший в силу с 1 июля 2014 года.

В целях реализации его положений в 2014 году принято 12 постановлений Правительства Российской Федерации и 20 приказов Минэкономразвития России, регулирующих отдельные аспекты осуществления аккредитации.

В 2015 году принят ряд административных регламентов осуществления государственных услуг в области аккредитации, оказания государственных функций. В регламентах подробно урегулирован порядок оказания государственных услуг, приведены основные формы документов для заявителей.

В 2016 году планируется принятие законопроекта, разработанного по итогам анализа правоприменительной практики и направленного на совершенствование отдельных процедур в области аккредитации.

График: Динамика изменения количества аккредитованных лиц с момента вступления в силу закона № 412-ФЗ.


Основные задачи реформирования системы аккредитации:

• совершенствование процедур аккредитации;

Существенное негативное влияние на работу по аккредитации оказывало отсутствие базового федерального закона, административных регламентов, утвержденных критериев аккредитации и порядка привлечения к аккредитации экспертов. Такая ситуация являлась благодатной для существования большого количества административных барьеров.

В рамках совершенствования нормативно-правового регулирования приняты следующие нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 года. № 412-ФЗ «Обаккредитации в национальной системе аккредитации»;
  • Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года. №  412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», обеспечил базовые законодательные условия для осуществления аккредитации в соответствии с требованиями международных стандартов. 

Закон регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации.

Основная цель закона – обеспечение доверия к результатам оценки соответствия и создание условий для взаимного признания государствами - торговыми партнерами Российской Федерации результатов оценки соответствия.

Законом определяются функции и порядок взаимодействия участников национальной системы аккредитации – Федеральной службы по аккредитации, Минэкономразвития России, организаций, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений, экспертов, привлекаемых для участия в аккредитации, комиссии по апелляциям и общественного совета по аккредитации.

Федеральный закон № 160-ФЗ привел отраслевое законодательство в соответствие с Федеральным законом № 412-ФЗ, дополнительно урегулировал вопросы привлечения к административной ответственности аккредитованных лиц.

Административными регламентами установлен порядок предоставления государственных услуг в данной сфере.

В течение 2016 года Минэкономразвития России планирует внести изменения в нормативную базу для обеспечения совершенствования процедур в области аккредитации с учетом предложений предпринимательского и профессионального сообществ.
• повышение качества работы аккредитованных лиц;

Одной из основных проблем ранее действовавших систем было большое количество нарушений, допускаемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), что способствовало росту количества продукции, не соответствующей обязательным требованиям, на российском рынке. Ключевой причиной возникновения этой проблемы стало отсутствие четких требований, предъявляемых к деятельности аккредитованных лиц. 

В рамках региональных конференций, проведенных Росаккредитацией, были сделаны доклады о развитии системы аккредитации, даны ответы на заданные аккредитованными лицами вопросы в области аккредитации.

Для устранения нарушений и применения к недобросовестным аккредитованным лицам мер административной ответственности за Росаккредитацией закреплена функция по осуществлению государственного контроля. В соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс об административных правонарушениях РФ, за нарушение правил сертификации юридические лица могут быть подвергнуты штрафу до 1 миллиона рублей, а должностные лица – до 50 тысяч рублей или дисквалификации до 3 лет. Также введена ответственность за представление недостоверных результатов исследований (испытаний), составляющая для юридических лиц до 500 тыс. рублей. 

За период деятельности Росаккредитации было прекращено действие аккредитации около 3500 аккредитованных лиц, в том числе до вступления в силу Федерального закона № 412-ФЗ было прекращено действие аккредитации более 850 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, среди которых порядка 15% органов по сертификации, около 80% испытательных лабораторий и порядка 5% аккредитованных лиц в области обеспечения единства измерений.
• обеспечение международного признания национальной системы аккредитации.

Одной из ключевых задач проводимой в России реформы системы аккредитации является получение ею международного признания, которое, в свою очередь, обеспечивается посредством членства национальных органов по аккредитации в международных организациях: Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC) и Международном форуме поаккредитации (IAF), члены которого занимаются аккредитацией органов по сертификации. В настоящее время перед Росаккредитацией стоит задача вступления в ILAC и IAF в качестве полноправного члена.

В 2014-2015 годах Правительством Российской Федерации утверждены разработанные Минэкономразвития России распоряжения об обеспечении участия Росаккредитации в деятельности Международной организации по аккредитации лабораторий, Международного форума по аккредитации и Азиатско-Тихоокеанской организации по аккредитации лабораторий.

С мая 2013 года Росаккредитация является ассоциированным членом ILAC. В рамках вступления в ILAC был инициирован процесс вступления в Азиатско-Тихоокеанскую организацию по аккредитации лабораторий

В связи с тем, что в IAF категории ассоциированного членства не предусмотрено, в декабре 2014 года Росаккредитацией была подана заявка на получение полноправного членства.

Запланировано, что вся необходимая работа по вступлению в международные организации, включая проведение совместных выездных оценок организаций с представителями зарубежных органов по аккредитации, а также оценку российской системы аккредитации международными инспекторами, будет проделана до конца 2016 года.

Членство национального органа по аккредитации Российской Федерации в международных организациях по аккредитации создаст более благоприятные условия для выхода российской продукции на зарубежные рынки, в первую очередь, снизив издержки хозяйствующих субъектов на проведение повторных исследований и испытаний продукции в зарубежных лабораториях.

Другим важным направлением деятельности Росаккредитации на международной арене является развитие интеграции в сфере аккредитации на пространстве евразийского региона. В 2014 году в городе Москве подписан Меморандум о сотрудничестве национальных органов по аккредитации государств – участников СНГ организациями семи государств: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России и Украины, в соответствии с которым предусмотрено создание региональной ассоциации органов по аккредитации указанных государств. В сентябре 2014 года состоялось первое заседание образованного в соответствии с Меморандумом Совета руководителей национальных органов по аккредитации, в котором приняли участие представители шести стран СНГ. На данном заседании прошло обсуждение проектов документов, направленных на создание региональной ассоциации органов по аккредитации. Работа по подписанию данного документа продолжается.

Третьим направлением работы Росаккредитации в рамках международного сотрудничества является заключение двусторонних соглашений с национальными органами по аккредитации стран-партнеров. Подобные соглашения заключают в себе, прежде всего, возможность обмена опытом и изучения передовых практик зарубежных органов по аккредитации, сотрудничества в области подготовки персонала, а также взаимного участия в процедурах аккредитации и инспекционного контроля, проводимых организациями-партнерами. Впоследствии двухсторонние меморандумы станут основой для заключения соглашений о взаимном признании результатов аккредитации, проведенной соответствующими национальными органами по аккредитации.

В целях расширения двустороннего сотрудничества Росаккредитацией в 2015 году были подписаны меморандумы о взаимопонимании со следующими национальными органами по аккредитации:

  • с Греческим органом по аккредитации (7 июля 2015 года);
  • с Монгольским агентством по стандартизации и метрологии (23 июля 2015 года);
  • с Национальным органом по аккредитации Испании (1 ноября 2015 года);
  • с Сербским органом по аккредитации (2 ноября 2015 года).


В ближайшее время необходимо:

  • пройти процедуры международного признания российской системыаккредитации, обеспечить вступление в международные ассоциации –ILAC, APLAC, IAF;
  • завершить формирование рынка добросовестных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).