Основные меры государственного регулирования

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» предусмотрено системное повышение эффективности государственного регулирования в экономике.

Основные меры, при помощи которых проводится совершенствование государственного регулирования, были указаны в «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы», это:

  • лицензирование,
  • уведомительный порядок осуществления предпринимательской деятельности,
  • аккредитация,
  • государственный контроль и надзор,
  • саморегулирование.

В рамках совершенствования базовых мер государственного регулирования закладывается новая нормативная база, которая направлена на упорядочивание таких мер, как лицензирование, контроль и надзор, уведомительный порядок и саморегулирование.

Существенно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности. Ведется работа по унификации процедур лицензирования отдельных видов деятельности. Контрольные и надзорные функции переданы разным ведомствам, соответственно, усилена личная ответственность государственных служащих. Благодаря реформированию были введены действенные инструменты защиты прав предпринимателей при взаимодействии с проверяющими органами.

Также создана правовая база для развития института саморегулирования, позволяющий ограничить вмешательство государства в хозяйственную деятельность и создающий предпосылки для выработки стандартов и правил, отвечающих как профессиональным, так и публичным интересам, Введен институт уведомления об осуществлении предпринимательской деятельности. Создана Федеральная служба по аккредитации, формируется единая национальная система аккредитации.

В 2014 году завершен важный этап реформирования системы аккредитации. Её правовую основу составляет принятый в конце 2013 года базовый Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Минэкономразвития России Росаккредитацией проведена масштабная работа по его реализации: скорректировано отраслевое законодательство, разработаны и уже вступили в силу несколько десятков подзаконных актов, в том числе 12 актов Правительства РФ по ключевым аспектам системы аккредитации, более 20 приказов министерства.

Новым перспективным направлением является совершенствование процедур в части обеспечения безбумажного взаимодействия государства и бизнеса, в рамках которого определяются механизмы, позволяющие бизнесу в среднесрочной перспективе (2014-2017 годы) отказаться от сопровождения оборота продукции бумажными разрешительными документами.