Государственное регулирование

Государственное регулирование является одним из ключевых факторов, определяющих инвестиционный климат и макроэкономические показатели в целом.

В наследие от СССР стране досталась база, несовершенная для реалий рыночной экономики, которая требовала не просто фундаментального пересмотра, а полноценной системной реформы для создания в государстве здорового предпринимательского климата. Потребовалось немало времени, чтобы во всех областях надзора государства за деятельностью предпринимателей реализовать нужные подходы, позволяющие ослабить избыточное регулирование государства при начале и осуществлении предпринимательской деятельности, а также сократить разрешительные функции государства.

Сейчас по многим направлениям малого и среднего бизнеса предприниматель сам под свою ответственность может открыть дело, просто уведомив об этом соответствующий орган. По состоянию на 1 ноября 2014 года поступило более 380 тысяч таких уведомлений. И это только один из результатов глобальной реформы системы государственного контроля, которая была проведена в интересах новой экономики и бизнеса.

Точкой соприкосновения бизнеса и государства чаще всего является либо ситуация обращения предпринимателя за получением разнообразных документов (разрешений, лицензий, заключений, регистраций и проч.), либо проверка его деятельности со стороны контрольно-надзорных органов. Поэтому избыточные полномочия органов власти, отсутствие необходимых процедурных регламентов, плохо прописанная ответственность предпринимателя и чиновника как участников процесса, отсутствие четкой процедуры проверки органом власти и низкая информированность бизнесменов о своих правах – все это не только не способствовало эффективному развитию предпринимательства, но и служило почвой для системной коррупции.

Признанием недопустимости сложившейся ситуации и концептуальным определением новой экономической политики стал Указ Президента Российской Федерации 1998 года «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства». Именно тогда развитие предпринимательства было определено как важнейший фактор обеспечения экономического роста и занятости населения.

 На протяжении 2000-х годов Правительством Российской Федерации последовательно ставилась задача упростить и четко регламентировать порядок создания субъектов предпринимательства, а также устранить необоснованные ограничения, возникающие в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности. Для решения этих задач был принят ряд законов: от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Важной общесистемной мерой реформы стало выстраивание процесса технического регулирования, в том числе унификации процедур входа предпринимателей на рынок.

Начато реформирование всей системы аккредитации, а также гармонизация правил и процедур аккредитации с едиными международными стандартами. К настоящему времени приняты нормативные правовые акты в области аккредитации, соответствующие общепризнанным международным стандартам, Росаккредитацией начат процесс вступления в ключевые международные организации в области аккредитации – ILAC и IAF.

Кроме принятых системных мер по нахождению баланса между государственным регулированием экономики и либерализацией рынка, без которого невозможен долгосрочный экономический рост, важно было найти инструменты, отсекающие появление избыточных барьеров для бизнеса на стадии законодательной инициативы. Поэтому практическое применение в правотворческом процессе в России сначала нашёл институт оценки регулирующего воздействия, а Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» поставлена задача по разработке и практической реализации новых механизмов, направленных на повышающие качества выработки регуляторных мер.

Все изменения в рамках принципов государственного управления работают на сокращение масштабов административного влияния на участников предпринимательской деятельности, снижение их издержек и повышение экономической активности. Поэтому наряду с другими мерами ведется совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций в различных отраслях экономики.