07 Февраля 2018

Савва Шипов: Работа с обязательными требованиями не должна ограничиваться их систематизацией и актуализацией

Об этом заместитель министра экономического развития РФ рассказал в ходе форума «Контрольно-надзорная деятельность: интересы бизнеса и государства», состоявшегося в рамках Недели российского бизнеса.

Савва Шипов напомнил, что с 1 июля 2017 года установлен запрет на проверку требований, установленных актами советского периода. Однако, по его словам, в настоящее время сохраняется множество неактуальных требований, пересмотр и систематизация которых в «ручном» режиме требует огромного количества времени. «В связи с этим, помимо «ручного» подхода», мы предлагаем установить в законе о контроле и надзоре общее решение, в соответствии с которым обязательные требования, принятые до введения процедуры оценки регулирующего воздействия, будут подлежать пересмотру или отмене. Если требование актуально, его необходимо будет перенести в новый акт, но с проведением оценки регулирующего воздействия. Мы с такими поправкам готовы выйти», - подчеркнул замминистра.

Отмена избыточных и неактуальных сведений, в свою очередь, позволит снизить административные барьеры «на входе» при получении разрешительных документов. Как рассказал Савва Шипов, на данный момент в России насчитывается более 500 разрешительных режимов, при этом более 200 из них регулируются ведомственными актами. «Мы подготовили законопроект, который позволяет установить 5 базовых режимов разрешительной деятельности и ограничить нормативные акты, вводящие новые разрешения, не ниже уровня постановления Правительства», - рассказал Савва Шипов.  Он также отметил, что подготовленный министерством документ закрепляет ряд гарантий получателям разрешений. Это и запрет на отказ в выдаче разрешения в случае наличия технических ошибок в документах, и толкование пробелов в регулировании в пользу бизнеса, и переход к юридической значимости сведений в электронных реестрах.

Другая проблема связана с предоставлением предпринимателями отчетов контролирующим органам. «Существующая сейчас система отчетности создает множество издержек для предпринимателей. Формы часто повторяют друг друга, в них много лишних вопросов. Поэтому нам нужны новые механизмы работы с отчетностью», - отметил Савва Шипов. Соответствующая концепция была подготовлена Минэкономразвития России в рамках работы над программой «Цифровая экономика». Данная концепция предусматривает анализ и систематизацию действующих форм отчетности, а также объединение их в электронном реестре. «Помимо этого, необходимо ввести систему оценки издержек бизнеса, связанных с предоставлением отчетности. Она может осуществляться в том числе в рамках процедуры ОРВ», - рассказал представитель Минэкономразвития России. Следующим шагом, по словам Саввы Шипова, необходимо перейти к системе одного окна, при которой данные собираются однократно и используются контролерами в порядке межведомственного взаимодействия.