27 Сентября 2017

Регионы обсудили практики совершенствования контрольно-надзорной деятельности

«Массовые виды регионального контроля необходимо дополнить индикаторами риска, срабатывание которых будет означать проведение внеплановых проверок. А если риск-ориентированный подход ведомством не применяется, то количество внеплановых проверок должно быть жестко лимитировано», - заявил заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов в ходе конференции «Реформа контрольной и надзорной деятельности», которая состоялась 21-22 сентября 2017 года в с. Вороново.

В течение двух дней представители высших органов исполнительной власти субъектов РФ, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и бизнеса делились опытом по повышению качества контрольно-надзорных мероприятий на региональном уровне, внедрением риск-ориентированного подхода и системы оценки результативности и эффективности, автоматизации, систематизации, сокращения количества и актуализации обязательных требований.

Ключевым этапом конференции стало проведение стратегических сессий по ключевым направлениям реформы, где участники в группах попытались сформулировать основные вопросы и проблемы, с которыми они столкнулись при ее реализации, а также предложить возможные пути их решения. В частности, обсуждались вопросы информатизации контроля и сбора необходимых сведений, определение критериев риска, механизмов реализации полномочий в сфере контроля-надзора, укрупнение региональных видов надзора по количеству проверяющих органов по принципу «один орган – один контроль – один риск», устранение дублирующих надзорных функций, конкретизация межведомственного взаимодействия и ряд других. В качестве решения проблем выдвигались предложения по разработке инструментария по сбору, обработке и анализу информации о неэффективных, устаревших, избыточных, дублирующих обязательных требованиях, их актуализация и приведение к единым параметрам, стимулирование на их добровольное соблюдение.

По мнению Саввы Шипова, пристальное внимание следует обратить предложению, касающемуся ревизии обязательных требований. Так, участники конференции сошлись во мнении, что не только можно было бы использовать опыт по переносу актуальных требований из законодательства советского времени в действующие нормативные акты, но и запретить инспекторам проводить проверки по нормам до 2011 года, если они не были актуализированы подобным образом. 

Не остались без внимания и уже действующие региональные практики в сфере контроля-надзора. Например, контролеры Тульской области в инициативном порядке разработали списки контрольных вопросов или чек-листов, которые в полной мере дают возможность подготовиться к их визиту. Калининградская область пошла по другому пути: в Министерстве регионального контроля был объединен архитектурно-строительный надзор, жилищная инспекция, контрольно-ревизионная служба и контрольно-оперативное управление областного правительства, а также контроль в сфере долевого строительства и надзор в области азартных игр.

«Введение обязательного использования чек-листов, сокращение и централизация надзорных ведомств, - этот положительный опыт и предложения, высказанные в рамках конференции, после тщательной проработки мы обязательно будет рассматривать для массового применения в рамках реформирования регионального контроля-надзора», - подвел итог Савва Шипов.

 

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ 22 СЕНТЯБРЯ 2017 ГОДА.