09 Июня 2017

Минэкономразвития внесло в Правительство сводные доклады об осуществлении государственного контроля (надзора) и о лицензировании за 2016 год


Сводный доклад «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в Российской Федерации в 2016 году» был подготовлен во исполнение части 5 статьи 7 Федерального закона № 294-ФЗ. В его основу легли данные, представленные органами государственного контроля и органами муниципального контроля посредством государственной автоматизированной системы «Управление» по форме федерального статистического наблюдения № 1-контроль, утвержденной приказом Росстата от 21 декабря 2011 г. № 503.

Сводный доклад «О лицензировании отдельных видов деятельности в Российской Федерации в 2016 году» был подготовлен на основании сведений формы федерального статистического наблюдения № 1-лицензирование, утвержденной приказом Росстата от 30 марта 2012 г. № 103, а также сводных годовых докладов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, размещенных в Государственной автоматизированной информационной системе «Управление».

Согласно данным, приведенным в докладе о контроле, в 2016 г. общее количество проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведенных уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, составило 1,68  млн*.

В лидерах по числу проверок оказались пять ФОИВ: МЧС России (241 132 проверок), Роспотребнадзор (235 629 проверок), ФНС России (184 434), Ростехнадзор и Роструд (136 512 и 134 568 проверок соответственно). На их долю в 2016 г. приходится более 78% общего числа проверок хозяйствующих субъектов при осуществлении федерального государственного контроля (надзора).

В системе регионального государственного контроля (надзора) наибольшее количество проверок (от 10 до 22 тыс.) проведено органами исполнительной власти Республики Башкортостан, Республики Татарстан, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Красноярского и Пермского краев, Кемеровской, Московской, Калужской, Ростовской и Самарской областей, на долю которых приходится более 33% общего числа проверок.

Несмотря на сохранение значительных масштабов осуществления контрольно-надзорной деятельности, можно сделать вывод о сохраняющейся с 2014 года тенденции к сокращению проверок. Так, по сравнению с 2015 годом (2,16 млн. проверок) их количество проверок, проведенных органами государственного и муниципального контроля в 2016 году, сократилось на 22 %,  а по сравнению с 2014 годом (2,28 млн. проверок) – на 26%.

Особенно значительным стало сокращение числа плановых проверок: с 887 973 проверок в 2015 году до 602 469 проверок в 2016 году. Во многом это обусловлено внедрением законодательных инструментов, направленных на снижение административных барьеров. В частности, применение «надзорных каникул» в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства  привело к сокращению в 2016 г. по сравнению с 2015 годом общего количества плановых проверок на федеральном уровне более чем на 346 тыс. проверок, или на 48,2 % от количества плановых проверок федерального уровня (на 39,1 % от общего количества плановых проверок в РФ).

Количество действующих лицензий, выданных федеральными лицензирующими органами и лицензирующими органами субъектов РФ, в 2016 году составило более 747,2 тыс., что на 6,3% больше, чем в 2015 году (более 702,9 тыс.) и на 24,9% больше, чем в 2014 году (более 598,1 тыс.). Наибольшее их количество выдано в образовательной сфере (120 986 лицензий), медицинской (102 408 лицензий) и фармацевтической деятельности (55 950 лицензий), а также в сфере розничной продаж алкоголя (73 799 лицензий).

Основной объем лицензирования осуществляется ФОИВ, на долю которых приходится почти 54% всех действующих лицензий. Количество действующих лицензий, выданных лицензирующими органами субъектов РФ как в рамках собственных, так и делегированных полномочий, составило в 2016 году более 343,0 тыс. (более 100,5 тыс. по собственным и более 242,5 тыс. по делегированным полномочиям), что на 5,7% меньше, чем в 2015 году (359,9 тыс.) и в 2,3 раза больше, чем в 2014 году (152,8 тыс.). Значительное увеличение в 2015 году действующих на региональном уровне лицензий связано с введением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами, осуществляемого на региональном уровне.

В 2016 году лицензирующими органами было проведено всего 479,9 тыс. выездных проверок соискателей лицензий и лицензиатов, что на 9,9% больше, чем в 2015 году (354,5 тыс.), и в 2,5 раза больше, чем в 2014 году (186,9 тыс.). Подавляющее большинство проверок лицензиатов и соискателей лицензии (421,2 тыс. проверок) было проведено лицензирующими органами субъектов РФ. В 2016 году в ходе проверок лицензиатов выявлено 13,5 тыс. грубых нарушений лицензионных требований, что соответственно на 19,2% меньше, чем в 2015 году, но на 14,4% больше, чем в 2014 году.

*В указанное число не вошли данные по проверкам физических лиц, проверкам, проведенным в рамках лицензионного контроля, в том числе проверки, проводимые при предоставлении государственных услуг. Кроме того, не учитываются, камеральные налоговые проверки, проводимые ФНС России. Также необходимо отметить, что формы статистической отчетности по контролю не учитывают осмотры и досмотры, проводимые таможенными органами при пересечении государственной границы, плановые (рейдовые) осмотры и другие активности государства, которые по действующему законодательству не являются проверками.

Для целей комплексной оценки и понимания административной нагрузки на бизнес Минэкономразвития России планируется внесение изменений в законодательство, предусматривающих необходимость официального учета всех возможных форм контрольно-надзорной активности государства в отношении бизнеса.