Саморегулирование

Задача модернизации и построения эффективной рыночной экономики одновременно предъявляет высокие требования как к системе государственного регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности, так и стандартам ведения бизнеса, его гибкости, адаптивности. Государственное вмешательство должно минимально ограничивать рыночные отношения, обеспечивая при этом безопасность продукции, а также предоставлять большую свободу предпринимателю, увеличивая его ответственность за недобросовестное поведение.

Одним из институтов, направленных на реализацию указанного принципа, является саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности. Саморегулирование позволяет ограничить вмешательство государства в хозяйственную деятельность и создает предпосылки для выработки стандартов и правил, отвечающих профессиональным и публичным интересам.

Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований установленных стандартов и правил.

С момента законодательного закрепления понятия саморегулирования в Федеральном законе от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прошло более 10 лет. За указанный срок накоплен существенный опыт функционирования саморегулируемых организаций (СРО) в отдельных отраслях экономики, а институт саморегулирования рассматривается в качестве одного из ключевых направлений реализации реформы совершенствования государственного управления.

В соответствии со статьей 5 закона № 315-ФЗ членство в саморегулируемых организациях является добровольным, при этом федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.

По состоянию на март 2016 года совокупная численность зарегистрированных в Российской Федерации саморегулируемых организаций составляет 1149 организаций, функционирующих в различных  сферах экономической деятельности, из них  714 СРО действует в отраслях с обязательным членством,  435 – созданы на добровольных основах.

Соотношение количества саморегулируемых организаций в обязательной сфере (март 2016 года)

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛИЧЕСТВО САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Строительство 271
Архитектурно-строительное проектирование 191
Деятельность в области энергетического обследования 122
Деятельность арбитражных управляющих 54
Инженерные изыскания 40
Оценочная деятельность  15
Кредитная кооперация 9
Аудиторская деятельность 5
Деятельность организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах 3
Деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов 2
Актуарная деятельность 2

В рамках реализации мер по повышению информационной открытости саморегулируемых организаций, предусмотренных Указом Президента страны от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», принят Федеральный закон от 7 июня 2013 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций».

Закон в соответствии с содержащимися в Указе поручениями устанавливает требования к составу информации о деятельности саморегулируемых организаций и их членов, подлежащей раскрытию, и вводит административную ответственность за нарушения установленных требований.

Также законом установлены требования об обязательном наличии у саморегулируемой организации сайта в сети Интернет, упорядочен состав информации, подлежащей раскрытию на сайте СРО.

Одной из новелл закона является систематизированное описание реестра членов саморегулируемой организации как ключевого элемента системы раскрытия информации о деятельности СРО и ее членов. Указанный подход позволяет в большей мере ориентировать требования о раскрытии саморегулируемыми организациями информации на потребителя или потенциального контрагента членов СРО, обеспечивая получение из такого реестра всей необходимой для принятия решения о взаимодействии информации, своего рода «визитной карточки» по каждому из членов саморегулируемой организации.

В целях реализации указанного Федерального закона издан приказ Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 года № 803 «Об утверждении Требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций», зарегистрированный Минюстом России 31 марта 2014 года.

Несмотря на наличие значительного опыта саморегулирования в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности, анализ складывающейся правоприменительной практики, результатов деятельности саморегулируемых организаций и обращений предпринимателей указывает на необходимость дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в области саморегулирования.

Ключевыми направлениями совершенствования института саморегулирования будут являются:

  • комплексное совершенствование законодательства Российской Федерации в области саморегулирования, направленное на установление общих требований к саморегулируемым организациям, повышение прозрачности их деятельности и установление ответственности таких организаций и их должностных лиц за нарушение установленных требований и ненадлежащее исполнение возложенных на них законодательством функций;
  • совершенствование отраслевых институтов саморегулирования, устранение недостатков, выявленных в ходе мониторинга складывающейся правоприменительной практики.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 2776 р утверждена Концепция совершенствования института саморегулирования, подготовленная Минэкономразвития России в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации.

Основным направлением концепции является систематизация и акту­ализация обязательных требований к СРО и национальным объединениям СРО в различных отраслях экономики.

В частности, концепция призвана решить следующие задачи и проблемы института саморегулирования:

  • установление правовых основ создания и деятельности национальных объединений СРО;
  • совершенствование практики стандартизации деятельности субъектов предпринимательской и про­фессиональной деятельности в системе СРО;
  • корректировка механизма ответственности предпринимателей перед потребителями производимых ими товаров (работ, услуг);
  • повышение эффективности контроля СРО за соблюдением членами СРО установленных требований, а также государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО;
  • создание условий для развития добровольного саморегулирования.

Основным механизмом реализации Концепции является разработка изменений в Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315‑ФЗ «О саморегулируемых организациях», а также в отраслевое законодательство о саморегулируемых организациях в соответствии с общегосударственной моделью саморегулирования.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовлен Минэко­номразвития России и в установленном порядке внесен в Правительство Российской Федерации в декабре 2015 года.