Регламентация оказания государственных услуг

До проведения реформы не существовало единых стандартов для сферы государственных услуг. Не были установлены сроки предоставления услуг, исчерпывающий перечень документов, ограничения оснований для отказа. Логика реформирования системы предоставления государственных услуг требовала стандартизации.

Стандартизация ликвидировала противоречивые множественные инструкции и ведомственные приказы, устранила дублирование действий сотрудников госорганов, автоматизировала соответствующие административные процессы.

В этом смысле стандартизация – необходимый шаг для перевода государственных услуг в электронный вид.

Как базовый элемент стандартизации административные регламенты государственной услуги должны были:

  • обеспечивать минимизацию расходов времени и иных ресурсов получателя государственных услуг;
  • предусматривать возможность обращения с запросом в орган, оказывающий государственную услугу, не только в письменном виде, но и с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • обеспечивать минимизацию действий, количества документов, требующихся от получателя услуг;
  • закреплять измеряемые параметры требований к качеству и доступности государственной услуги;
  • учитывать мнение и интересы получателей государственной услуги;
  • закреплять ответственность должностных лиц за несоблюдение требований при предоставлении государственных услуг.

Минэкономразвития России провело полную инвентаризацию подлежащих регламентации государственных услуг, предоставляемых гражданам и предпринимателям федеральными органами исполнительной власти. И в настоящее время ведомство осуществляет формирование перечня государственных услуг и контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», для которых должны быть разработаны административные регламенты и информация о которых должна быть размещена в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций).

Перечень государственных услуг и функций содержит более 600 государственных услуг федеральных органов власти, сведения о предоставлении которых легли в основу информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (ФРГУ).

На основании информации из ФРГУ работает Единый портал государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru.

Всего в региональном разрезе федерального реестра размещена информация по более 21100 услугах (функциях) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На муниципальном уровне – внесены сведения по более 121800 муниципальным услугам (функциям).

В соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственные услуги предоставляются в соответствии с административными регламентами,  содержащими всю необходимую информацию, предусмотренную законодательством, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц:
  • сроки оказания услуги,
  • перечень документов,
  • основания для отказа,
  • административные процедуры,
  • ответственность и порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц,
  • контактная информация,
  • стандарт комфортности и другое.
Кодексом об административных нарушениях установлена ответственность чиновников и сотрудников многофункциональный центров (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния):
  • за непредоставление услуги или нарушение установленных сроков оказания услуг – в размере от 3 000 до 5 000 рублей, для сотрудников МФЦ – от 1 000 до 1 500 рублей;
  • за требование документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, – от 5 000 до 10 000 рублей, для сотрудников МФЦ – от 1 500 до 3 000 рублей;
  • за нарушение порядка или сроков рассмотрения жалобы или незаконный отказ, уклонение от принятия ее к рассмотрению – от 20 000 до 30 000 рублей.
Органами государственной власти осуществляется совершенствование качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, вносятся изменения в административные регламенты.

Например, вносятся изменения о снижении показателя максимального срока ожидания в очереди при подаче документов в орган государственной власти до 15 минут, включаются требования к обеспечению условий доступности для инвалидов объектов, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги.

В настоящее время  федеральными органами исполнительной власти утверждено в установленном порядке более 500 административных регламентов, выше 16400 административных регламентов утверждено на региональном, более 93100 – на местном уровне.

Все административные регламенты проходят экспертизу Минэкономразвития России, а также независимую экспертизу.


Также Минэкономразвития России организован регулярный независимый мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Прежде всего, Минэкономразвития России проверяет соблюдение закрепленных в административных регламентах стандартов предоставления государственных услуг.