Межведомственное взаимодействие в государственных услугах

Для выполнения ключевой задачи реформы – повышения качества и сокращения сроков предоставления государственных услуг – потребовался переход на качественно новый уровень межведомственного взаимодействия. 

В 2010 году принят ключевой закон для модернизации системы предоставления государственных услуг – Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым установлен запрет для государственных служащих требовать от получателей государственных и муниципальных услуг документы, уже имеющиеся в распоряжении органов власти.

С момента вступления закона в силу уже направлено около 2 828 616 миллионов межведомственных запросов – столько раз гражданам не пришлось тратить время на очереди за справками в госучреждениях.

Переход на межведомственное взаимодействие, в свою очередь, требовал реализации полноценной электронной системы обмена данными. Для решения этой задачи была создана юридически значимая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

С 1 октября 2011 года все федеральные ведомства перешли на электронное взаимодействие, и при оказании более 386 государственных услуг чиновникам было запрещено требовать справки или документы с информацией, которые уже есть в распоряжении других федеральных ведомств.

1413 документов ведомства должны получать в рамках межведомственного взаимодействия, не требуя их от заявителей

 Процесс создания системы межведомственного взаимодействия оказал влияние не только на технологическую сторону оказания услуг, но и позволил заметно оптимизировать внутренние процедуры, сформировать новые компетенции у участвовавших в работе сотрудников ведомств, устранить противоречия в требованиях органов власти при оказании услуг. Так, например, было выявлено 264 избыточных документа, которые органы власти запрашивали у получателей услуг.

С 1 июля 2012 года межведомственный режим распространен на региональный и муниципальный уровень. Именно на региональном уровне предоставляются самые массовые услуги, количество заявителей по некоторым из которых превышает 5 млн. человек. Это такие услуги, как пособие по уходу за ребенком, получение субсидий на оплату ЖКУ, пособие на оплату общественного транспорта и другие.

Всего около 80 типовых региональных услуг и порядка 20 типовых муниципальных услуг  в каждом регионе должны предоставляться в новом режиме. На текущей стадии проекта по переходу на принцип межведомственного взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях в нем принимают участие более 27 тысяч органов власти.

В конце 2013 года Минэкономразвития России разработана Концепция оптимизации механизмов проектирования и реализации межведомственного информационного взаимодействия, оптимизации порядка разработки и утверждения административных регламентов в целях создания системы управления изменениями, которая была принята Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2015 № 1616-р. Концепция определяет направления дальнейшего развития межведомственного взаимодействия. Концепция определяет направления дальнейшего развития межведомственного взаимодействия, в том числе:

  • расширение числа участников межведомственного взаимодействия в том числе, кредитные организации, подведомственные организации и другие;
  • повышение качества информации, размещенной в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций);
  • оптимизацию порядка разработки административных регламентов;
  • распространение механизма межведомственного взаимодействия на исполнение контрольно-надзорных функций;
  • создание нормативных правовых оснований для межведомственного взаимодействия органов власти разных субъектов Российской Федерации (наряду с существующими между федеральными, региональными ведомствами и органами местного самоуправления).

Кроме того, внесены изменения в более чем 100 федеральных законов в части устранения препятствий организации межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг. 

Разработано 6 актов Правительства Российской Федерации:
• Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде»;
• Постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 928 «О базовых государственных информационных ресурсах»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 654-р «О базовых государственных информационных ресурсах»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1123-р «О перечне сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов»;
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. № 96-р, которым утверждён перечень из 27 сведений, необходимых органам власти разных субъектов Российской Федерации.
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2014 г. № 991-р, которым утвержден план мероприятий («дорожная карта») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Проведен комплексный анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственных и муниципальных услуг. Разработаны перечни документов и сведений, по которым стандартизирован формат и порядок обмена.

В декабре 2011 года было законодательно установлено, что многофункциональный центр предоставления государственных услуг является полноправным участником межведомственного взаимодействия, что предоставляет возможность запрашивать по межведомственным каналам имеющиеся в распоряжении ведомств сведения, избавив гражданина от необходимости ходить за разными справками. В ближайшей перспективе возможность получения услуг по принципу «одного окна» будет реализована во всех муниципальных районах и городских округах, а также в сельских поселениях и удаленных населенных пунктах.

Такой масштабный проект по синхронизации работы ведомств потребовал от Минэкономразвития России разработки и внедрения методик, которые позволяют описать и стандартизировать взаимодействие по обмену информацией между органами власти. Минэкономразвития России оказало методическую поддержку перехода с 1 октября 2011 года федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на предоставление 386 государственных услуг в рамках межведомственного взаимодействия, а с 1 июля 2012 года – органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

Межведомственное взаимодействие является одним из ключевых компонентов перевода госуслуг в электронный формат. По этому направлению достигнуты заметные показатели:

  • 386 федеральные государственные услуги переведены на межведомственное взаимодействие;
  • 1413 документов ведомства должны получать самостоятельно, по межведомственным каналам, не требуя их с заявителей; 
  • 264 документа были признаны избыточными, и ведомства отказались от их использования.


Одним из значимых направлений административной реформы является ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность, исключение чрезмерного регулирования и снижение административных барьеров для бизнеса. Для достижения указанных целей принято решение применить успешный опыт использования межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг на межведомственное взаимодействие при осуществлении государственного контроля (надзора).

Правовой основой нововведений послужил принятый 3 ноября 2015 года Федеральный закон №306-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающий распространение механизма межведомственного взаимодействия на исполнение контрольно-надзорных функций, определивший новый этап развития системы государственного и муниципального контроля.

График: Статистика оказания технической и консультационной поддержки пользователям ГИС