Досудебное обжалование

Ранее оспорить действия государственных служащих при оказании государственных услуг можно было либо в вышестоящем органе власти либо в суде. Как правило, жалобы переадресовывались другим государственным служащим, которые фактически не несли никакой ответственности за формальный ответ или игнорирование жалобы. 

Обращение в суд — процесс затратный и по времени и по деньгам. Ранее все обращения граждан и организаций в органы власти рассматривались в общем порядке в течение 30 дней. К тому же вопрос иска зачастую вообще теряет актуальность для заявителя на момент вынесения судебного решения. При этом по итогам рассмотрения таких обращений не всегда принимались конкретные меры по устранению допущенных нарушений в сфере оказания государственных и муниципальных услуг. А количество претензий от граждан в различные органы власти и обращений в суд только растет.

Было трудно вычленить из большого количества различных обращений граждан и организаций в органы власти жалобы на конкретные нарушения, допущенные органами власти при предоставлении государственных и муниципальных услуг, рассмотрение которых должно осуществляться в специальном порядке и в более короткие сроки.

В декабре 2011 года были приняты поправки в Федеральный закон от 27.07.10 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», закрепившие процедуру рассмотрения претензий, а также в КоАП, в части установления  административной ответственности чиновников за нарушение прав граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

С 1 января 2012 года с вступлением в силу изменений в 210-ФЗ у органов исполнительной власти и местного самоуправления появилась обязанность по рассмотрению жалоб на нарушения порядка предоставления государственных и муниципальных услуг.

Такие жалобы рассматриваются чиновниками в течение 15 календарных дней с момента регистрации.

Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2012 г. № 840 утвержден порядок и правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее должностных лиц".

Также в ноябре 2012 года Правительством РФ утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного обжалования решений и действий чиновников при предоставлении госуслуг.

В настоящее время граждане могут направить жалобу как традиционным способом, по почте, так и через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) или  официальный сайт органа власти, отвечающего за предоставление государственной или муниципальной услуги, через Единый портал gosuslugi.ru или региональный портал государственных и муниципальных услуг, а также при личном обращении в ответственный за услугу орган власти.
 
Процедура следующая: гражданин подает жалобу в орган, предоставивший услугу. Требования к жалобе минимальны, поэтому помощь юристов и консультантов для подготовки жалоб не требуется. Если жалоба удовлетворяется, материалы по результатам жалобы направляются в прокуратуру. Если претензия не удовлетворена, гражданин может обжаловать отказ в суде. В случае признания судом неправомерности отказа, к ответственности привлекается государственный служащий, отказавшийся удовлетворить жалобу. 

Государственный служащий и работник МФЦ несут ответственность за качество предоставления государственных и муниципальных услуг.

Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц и работников многофункциональных центров за несоблюдение порядка процедур и сроков, за требование документов, информации и платы, не предусмотренных административными регламентами и иными нормативными правовыми актами. Благодаря данным изменениям в законодательстве жалобы оперативно рассматриваются под контролем органов прокуратуры, а общее количество обращений граждан как в органы власти, так и в суды, значительно сократилось.

Важно помнить, что досудебное обжалование нарушения порядка предоставления государственной и муниципальной услуги представляет собой альтернативу обращению в суд и не является обязательным этапом. Заявитель вправе самостоятельно решить, в каком порядке обращаться за восстановлением своих нарушенных прав. Однако досудебное обжалование позволяет это сделать более оперативно, чем судебные процедуры.