Модернизация Госуслуг

За последние годы в России был достигнут серьезный прогресс в сфере развития системы государственных услуг. Этому способствовало принятие Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и иных программных документов, которые закрепили основные направления совершенствования государственных услуг. К числу последних относится создание и развитие сети МФЦ, разработка и принятие административных регламентов органов государственной власти и местного самоуправления, организация межведомственного электронного взаимодействия, создание Федерального реестра государственных и муниципальных услуг, внедрение системы оценки качества государственных услуг и многое другое.

В результате реализации комплекса перечисленных мероприятий в России была сформирована новая система взаимодействия с заявителями, обеспечивающая обслуживание на высоком уровне, сопоставимом с лучшими практиками в коммерческих структурах. Это нашло отражение в оценках граждан: удовлетворенность их качеством предоставления государственных и муниципальных услуг выросла с 75,5 % в 2012 году до 86,4 % в 2017 году.

Несмотря на достигнутые результаты, совершенствование системы государственных услуг продолжается. Можно выделить несколько направлений.

1. Отделение механизмов обращения за услугой от процесса принятия решения и фиксации результата.
Взаимодействие с государством в целях получения услуг должно осуществляться только через электронные каналы или МФЦ, а также через сторонние организации (кредитные и страховые организации и т. п.). При этом должны быть внедрены единые государственные механизмы контроля качества, созданы стандарты взаимодействия с заявителями.

2. Обеспечение полноценного предоставления государственных услуг в электронном виде.
Для обеспечения предоставления государственных услуг в электронном виде, а также для перехода ведомств с внутренних «бумажных» регламентов работы на электронные необходимо обеспечить внедрение «реестровой модели» предоставления услуг. При таком подходе результатом оказания государственных услуг является не «бумажный» документ, а юридически значимая запись в электронном реестре. В настоящее время «реестровая» модель используется в Росреестре, Налоговой службе, Росаккредитации. Также планируется внедрить ее при осуществлении функций по лицензированию отдельных видов деятельности. В настоящее время подготовлен соответствующий законопроект.

3. «Встраивание» государственных услуг в каналы сторонних организаций
В настоящее время обеспечена возможность получения кредитными организациями с согласия заявителя 16 видов сведений, находящихся в распоряжении органов государственной власти. В дальнейшем доступ к таким данным с разрешения заявителя должен получить широкий круг различных организаций, в том числе страховые компании, медицинские учреждения и другие организации.
 4. Дальнейшее развитие сети центров "Мои документы".  
 Основываясь на перечисленных принципах, планируется перейти к принципиально новому уровню предоставления государственных услуг, где они должны стать быстрыми и простыми, а в идеале незаметными для заявителя, т.к. встроены в другие процессы.

 

Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления госуслуг