Институт саморегулирования направлен на реализацию одного из основополагающих принципов функционирования рыночной экономики, заключающегося в ограничении государственного вмешательства в рыночную деятельность с одновременным установлением ответственности предпринимателей за недобросовестное поведение.

Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований установленных стандартов и правил.

Членство в саморегулируемых организациях является добровольным, при этом федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях.

На сегодняшний день система саморегулирования включает в себя 646 СРО, объединяющих на условиях обязательного членства свыше 165 000 субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в 12 сферах, и 433 СРО, созданных участниками рынка на условиях добровольного членства.

В рамках реализации мер по повышению информационной открытости саморегулируемых организаций, предусмотренных Указом Президента страны от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», принят Федеральный закон от 7 июня 2013 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций».

Закон устанавливает требования к составу информации о деятельности саморегулируемых организаций и их членов, подлежащей раскрытию, и вводит административную ответственность за нарушения установленных требований. Также законом установлены требования об обязательном наличии у саморегулируемой организации сайта в сети Интернет, упорядочен состав информации, подлежащей раскрытию на сайте СРО.

Одной из новелл закона является систематизированное описание реестра членов саморегулируемой организации как ключевого элемента системы раскрытия информации о деятельности СРО и ее членов. Указанный подход позволяет в большей мере ориентировать требования о раскрытии саморегулируемыми организациями информации на потребителя или потенциального контрагента членов СРО, обеспечивая получение из такого реестра всей необходимой для принятия решения о взаимодействии информации, своего рода «визитной карточки» по каждому из членов саморегулируемой организации.

В целях реализации указанного Федерального закона издан приказ Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 года № 803 «Об утверждении Требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций», зарегистрированный Минюстом России 31 марта 2014 года.

Несмотря на наличие значительного опыта саморегулирования в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности, анализ складывающейся правоприменительной практики, результатов деятельности саморегулируемых организаций и обращений предпринимателей указывает на необходимость дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в области саморегулирования.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 года № Пр-1168 ключевыми направлениями совершенствования института саморегулирования являются:

  • формирование эффективной общегосударственной модели саморегулирования, определяющей его цели и задачи и позволяющей использовать потенциал саморегулирования для повышения качества продукции и услуг субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности;
  • совершенствование механизмов ответственности субъектов саморегулирования, а также правил и процедур, обеспечивающих их реализацию;
  • обеспечение максимальной прозрачности деятельности саморегулируемых организаций, а также эффективного государственного контроля и надзора, исключающего случаи недобросовестной деятельности таких организаций.

В рамках исполнения указанного поручения распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 2776-р утверждена Концепция совершенствования института саморегулирования, подготовленная Минэкономразвития России в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации.

Концепцией определены механизмы совершенствования законодательства в части:

  • установления правовых основ создания и деятельности национальных объединений СРО;
  • развития стандартизации деятельности субъектов предпринимательской и про­фессиональной деятельности в системе СРО;
  • корректировки механизма ответственности предпринимателей перед потребителями производимых ими товаров (работ, услуг);
  • повышения эффективности контроля СРО за соблюдением членами СРО установленных требований, а также государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО;
  • создания условий для развития добровольного саморегулирования.

Основным механизмом реализации Концепции и поручения Президента Российской Федерации является разработка изменений в Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315‑ФЗ «О саморегулируемых организациях», а также в отраслевое законодательство о саморегулируемых организациях в соответствии с общегосударственной моделью саморегулирования.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовлен Минэко­номразвития России.

Количество СРО в Российской Федерации по сферам предпринимательской (профессиональной) деятельности, на 1 января 2018 года