Иные мероприятия по совершенствования системы контроля и надзора

Совершенствование контрольно-надзорной деятельности является одним из приоритетных направлений стратегического развития Российской Федерации. Проводимая в данной сфере реформа является важной, но не единственной мерой, позволяющей снизить административную нагрузку на бизнес и оптимизировать действующие процедуры. В настоящее время Министерством экономического развития РФ осуществляется целый комплекс взаимоувязанных мер, направленных на внедрение новых подходов к регулированию системы контроля и надзора.

1. Введение надзорных каникул для малого бизнеса.
Надзорные каникулы предусмотрены Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ. Запрет на проведение плановых проверок действует с 1 января 2016 года в течение трех лет и распространяется на субъекты малого предпринимательства, у которых по итогам предшествующих трех лет не выявлено существенных нарушений обязательных требований. По данным, представленным контрольно-надзорными органами, на долю которых приходится до 72% плановых проверок, введение надзорных каникул позволило избавить от плановых проверок более 500 тыс. субъектов малого предпринимательства.

2. Введение института обязательной идентификации личности заявителя при рассмотрении органами контроля (надзора) жалоб, направленных в форме электронного документа.
В соответствии с изменениями в действующем законодательстве должностные лица органов контроля (надзора) контроля должны принять разумные меры к установлению лица, обратившегося с жалобой на субъект предпринимательской деятельности. Обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Заявления и обращения, поданные в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации. Данная мера позволяет бороться с проверками по анонимным жалобам, пресечь заказные проверки как инструмент недобросовестной конкуренции.

3. Введение института предварительной проверки информации, поступление которой может являться основанием для проведения внеплановой проверки.
В рамках предварительной проверки должностные лица контрольно-надзорных органов могут запрашивать дополнительные сведения у обратившихся или представивших информацию о нарушении обязательных требований лиц, рассматривать имеющиеся в распоряжении документы подконтрольного субъекта, а также проводить мероприятия по контроль без взаимодействия с юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями.

4. Введение института предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований заключается в предупреждении подконтрольного субъекта об имеющемся или возможном нарушении обязательных требований. Основной принцип использования данного инструмента – приоритет предотвращения нарушения обязательных требований, принятие мер по устранению последствий нарушений вместо применения мер ответственности для подконтрольных субъектов за допущенные нарушения. Таким образом, предостережение позволяет контрольно-надзорному органу отреагировать на готовящееся или возможное нарушение без проведения проверки, а бизнесу избежать возможного административного наказания. Правила составления и направления предостережений субъектам предпринимательской деятельности установлены постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 года № 166.

5. Введение института чек-листов (списков контрольных вопросов).
Проверочные листы должны содержать списки конкретных контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствовали бы о соблюдении или несоблюдении проверяемым лицом обязательных требований. Общие требования к их составлению и утверждению закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля № 177. Обязательность применения проверочных листов должна быть закреплена в положении о соответствующем виде контроля. Утвержденные проверочные листы размещаются в свободном доступе на сайте контрольного органа, что позволит субъектам предпринимательской деятельности использовать их для самостоятельной проверки и при необходимости устранить нарушения до прихода инспектора.  С конца 2017 года чек-листы применяются при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, федерального государственного транспортного надзора, государственного экологического надзора и ряда его подвидов. В дальнейшем сфера применения списков контрольных вопросов будет расширяться.

6. Замена административного штрафа на предупреждение
Данная мера распространяется на субъекты малого и среднего предпринимательства, которые впервые совершили административное правонарушение. В дальнейшем предполагается распространить ее на все субъекты предпринимательской деятельности.

7. Запрет на проверку требований, установленных актами советского периода, при осуществлении мероприятий по контролю
Соответствующие положения  Федерального закона № 294-ФЗ вступили в силу с 1 июля 2017 года. Вступлению в силу поправок предшествовал переходный период сроком в 1 год, необходимый для того, чтобы органы власти провели работу по актуализации ведомственных актов, устанавливающих требования к подконтрольным субъектам. Запрет не является полным и не распространяется, в частности, на применение актов СССР и РСФСР судебными органами и органами прокуратуры.

Еще одним важнейшим направлением совершенствования подходов к регулированию сферы контроля и надзора является разработка комплексного закона о контрольно-надзорной деятельности. Работа над документом велась Минэкономразвития на протяжении двух лет с участием широкого круга представителей заинтересованных органов власти, экспертного и предпринимательского сообщества. Законопроект устраняет пробелы в действующем регулировании контрольно-надзорной деятельности, а также вводит новые институты и инструменты, позволяющие снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты и оптимизировать ресурсы, затрачиваемые государством на осуществление контрольно-надзорной деятельности. В документе нашли отражение принципы и институты, которые апробируются в рамках проведения реформы: это и создание полноценной системы оценки и учета рисков, и внедрение новой системы результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, ориентированной на снижение ущерба охраняемым законом ценностям, и закрепление приоритета профилактической работы инспекторов контрольно-надзорных ведомств.

В целом предусмотренную документом модель контрольно-надзорной деятельности можно охарактеризовать как сервисную, основанную на партнерских отношениях контролеров с подконтрольными субъектами.