Контроль и надзор

21 декабря 2016 года Президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». В нем отражены основные задачи по совершенствованию системы государственного контроля и сокращению избыточного давления на бизнес, поставленные Президентом РФ Владимиром Путиным.

Приоритетная программа рассчитана на срок с декабря 2016 года по 2025 год (включительно). Программа реализуется в 3 этапа, на каждом из которых планируется достигнуть конкретных результатов по 8 проектам. Это переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизация обязательных требований, которые проверяют инспекторы; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизация госконтроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях. 

На данном этапе в реализации программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности» участвуют 12 ведомств: МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС.

Позитивные изменения от реализации реформы должны ощутить и граждане, и бизнес, и сами контрольно-надзорные органы. Первостепенная цель реформы – сокращение ущерба охраняемым законом ценностям (сокращение числа смертельных случаев, заболеваний и отравлений, материального ущерба и т.д). В результате реализации приоритетной программы количество смертельных случаев, заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных по контролируемым видам рисков должно снизиться вдвое к концу 2025 года, а уровень материального ущерба – на 30%.

Вторая цель реформы – снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты. Это, в свою очередь, будет способствовать улучшению делового климата в стране и повышению уровня предпринимательской активности. В соответствии с целевыми показателями программы административная нагрузка на предпринимателей со стороны контролёров к 2025 году должна снизиться на 50% по отношению к 2016 году. Сама контрольно-надзорная деятельность при этом должна стать более прозрачной и объективной.

Третья цель реформы состоит в повышении качества реализации контрольно-надзорных полномочий на всех уровнях государственной власти и оптимизации временных, трудовых и финансовых ресурсов, затрачиваемых на осуществление данных полномочий.

Для достижения этих целей государственный контроль будет переориентирован на предотвращение ущерба, а главной задачей инспекторов будет не наказание «по итогам», а профилактика и консультирование. Речь идёт о переходе с репрессивной, «палочной» модели госконтроля на сервисную, которая предполагает партнёрские отношения между проверяющим и проверяемым.