Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации

В рамках синхронизации проводимой реформы контрольной и надзорной деятельности на федеральном и региональном уровнях, а также в целях выработки основных мероприятий, направленных на повышение эффективности организации регионального государственного контроля (надзора), распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. № 147-р утверждена целевая модель «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации».

Целевая модель направлена на снижение административной нагрузки на бизнес, формирование четких правил организации контроля и защиты прав предпринимателей, создание равных условий ведения бизнеса, стимулирование выхода предпринимателей из «теневого» сектора.

Качество и эффективность организации регионального государственного контроля (надзора) является одним из факторов, формирующих инвестиционную привлекательность в субъектах Российской Федерации.


В рамках реализации целевой модели в субъектах Российской Федерации проводится масштабная работа по регламентации всех видов регионального государственного контроля (надзора), прорабатываются и внедряются принципы риск-ориентированного подхода по приоритетным видам регионального государственного контроля (надзора), внедряется методика оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, осуществляется информатизация контрольно-надзорной деятельности, а также проводится расчет оценки влияния деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), на состояние инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации.

В каждом субъекте Российской Федерации в рамках реализации целевой модели разрабатываются и утверждаются «дорожные карты» по внедрению целевой модели.

Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за мониторинг внедрения целевой модели в субъектах Российской Федерации.

Под руководством заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Саввы Шипова создана и функционирует рабочая группа по мониторингу внедрения целевой модели, в состав которой входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, некоммерческих организаций, а также представители бизнеса.

Мониторинг внедрения целевой модели осуществляется рабочей группой ежеквартально в отношении данных, представленных субъектами Российской Федерации в информационной системе АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» «Region-ID».

В целях предоставления субъектам Российской Федерации разъяснений по требованиям к документам и иной информации, загружаемым в систему «Region-ID», на заседании рабочей группы от 5 июля 2018 г. № 84-СШ одобрены в целом, а также  по итогам поступивших от субъектов Российской Федерации предложений и замечаний актуализированы рекомендации по подтверждению достижения целевых значений показателей целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации» в 2018 году.

По вопросам, связанным с мониторингом внедрения целевой модели, Минэкономразвития России организована возможность прямого взаимодействия ответственных представителей субъектов Российской Федерации с экспертами Департамента контрольной и надзорной деятельности Минэкономразвития России.

Итоги реализации целевой модели в 2017 году
По итогам реализации в 2017 году целевой модели и паспорта приоритетного проекта «Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях», утвержденного протоколом заседания Проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 27 января 2017 г. № 5, наиболее высокие показатели продемонстрированы в рамках работы по размещению информации о видах регионального контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (98%), по утверждению административных регламентов (97%) и подготовке предложений в федеральные органы исполнительной власти по семи приоритетным видам контрольно-надзорной деятельности (96%).

В рамках автоматизации контрольно-надзорной деятельности по приоритетным видам регионального контроля субъектам Российской Федерации удалось достичь уровня в 92%, по неприоритетным видам контроля – 63%.

По итогам 2017 года процент внедрения целевой модели в Российской Федерации оценивается в 86%.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2018 г. № 1206-р реализация целевой модели продлена на срок до 31 декабря 2018 г., а также расширен список приоритетных видов регионального государственного контроля (надзора) в рамках целевой модели до 11 видов. Кроме того, целевая модель дополнена разделом 6 «Влияние деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), на состояние инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации».

Приоритетные виды регионального государственного контроля (надзора) в рамках целевой модели в 2018 году
  • экологический надзор;
  • ветеринарный надзор;
  • жилищный надзор;
  • лицензионный контроль в сфере осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции;
  • контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • строительный надзор;
  • государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (новый);
  • государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) (новый);
  • государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значений (новый);
  • государственный контроль за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств (новый).

3 августа 2018 года принят Федеральный закон  от 3 августа 2018  года № 316-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривающий установление полномочий высших исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации по установлению критериев отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

В целях информационной координации субъектов Российской Федерации в рамках внедрения целевой модели Минэкономразвития России самостоятельно, а также совместно с Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации на регулярной основе проводятся конференции, консультативные семинары, совещания.

Мероприятия в рамках целевой модели