Лицензирование – один из наиболее формализованных и жестких механизмов государственного регулирования, связанный с допуском предпринимателей к осуществлению различных видов деятельности. Исходя из стоящих перед государством задач по сокращению административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, лицензирование должно применяться только в тех случаях, когда соответствующая деятельность может причинить ущерб правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, и регулирование такой деятельности не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Вместе с тем различные мониторинги сферы предпринимательской деятельности в Российской Федерации в 2007-2008 гг. выявили конкретные избыточные административные барьеры в системе лицензирования отдельных видов деятельности.

Перед Минэкономразвития России была поставлена задача по унификации процедур лицензирования, совершенствованию таких процедур и сокращению перечня лицензируемых видов деятельности при условии замены государственного контроля иными методами.

Были предприняты меры по снижению административных барьеров – проанализированы те направления, где можно перейти к другим формам регулирования, чтобы избежать излишнего регулирования. Расширена практика в форме сертификации, которая применяется в случаях, когда требуется подтверждение соответствия продукции установленным требованиям. Для снижения административной нагрузки, оказывающей негативное влияние на развитие отдельных видов предпринимательства, расширена практика применения уведомительного порядка получения права осуществления предпринимательской деятельности с сохранением государственного контроля (надзора) за соблюдением требований в процессе осуществления такой деятельности, а также института саморегулирования.

В 13  сферах деятельности система лицензирования осуществляется в особом порядке. Это такие сферы деятельности, как использование атомной энергии, деятельность кредитных организаций, деятельность по проведению организованных торгов, деятельность акционерных инвестиционных фондов, деятельность по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, клиринговая деятельность, страховая деятельность, деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, деятельность, связанная с защитой государственной тайны, космическая и репозитарная деятельность. При этом принятым в 2011 году Федеральным законом № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрены нововведения, являющиеся более прогрессивными по сравнению с ранее действовавшей системой лицензирования.

Существенно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности. По состоянию на 1 января 2009 года лицензированию подлежало 89 видов деятельности, по состоянию на 1 апреля 2016 года – 49.

Объединены многие самостоятельные виды лицензируемой деятельности по сферам экономической деятельности, а также в акте Правительства предусмотрено деление на составляющие их работы и услуги. Таким образом, при сокращении общего числа лицензируемых видов деятельности расширена возможность выбора хозяйствующим субъектом конкретных работ и услуг, которые он планирует осуществлять при получении лицензии, сокращены издержки, связанные с необходимостью получения нескольких лицензий.

Установлено бессрочное действие лицензии. При необходимости действие лицензии может быть прекращено по заявлению лицензиата. Лицензии, полученные до вступления в силу закона, по истечении срока их действия по заявлению лицензиата стали бессрочными, что привело к снижению финансовых и материальных издержек лицензиатов.

Введен электронный документооборот. Для упрощения документооборота при лицензировании с 1 июля 2012 года соискатель лицензии и лицензиат вправе направлять в лицензирующий орган заявления и документы для получения и переоформления лицензии, а также получать уведомления и другие документы в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

 Реформирована процедура лицензионного контроля. Данная мера обеспечивает интересы лицензиатов и распространяет на них гарантии, установленные Законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 Для повышения эффективности лицензионного контроля обеспечено введение статистического наблюдения в указанных сферах на всех уровнях исполнительной власти.

Начиная с 2013 года ежегодно федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, ведут подготовку докладов о лицензировании, об эффективности такого лицензирования и представляют указанные доклады в Минэкономразвития России для подготовки ежегодного сводного доклада о состоянии лицензирования.

 С 2016 года посредством государственной автоматизированной информационной системы "Управление" осуществляется передача лицензирующими органами ежегодных докладов и формы № 1-лицензирование "Сведения об осуществлении лицензирования".