Внедрение системы управления рисками

Внедрение системы управления рисками – одно из главных направлений реформы контрольно-надзорной деятельности. Оно предполагает классификацию подконтрольных объектов в зависимости от степени возможной угрозы охраняемым законом ценностям (в том числе жизни и здоровью людей, имуществу граждан и организаций) и применение для каждой категории контрольно-надзорных мероприятий с разной степенью интенсивности.

Такой подход ориентирован на всех участников системы контроля и надзора. Добросовестный бизнес, деятельность которого не связана с рисками для общества, освобождается от административной опеки контролирующих органов. Органы контроля, в свою очередь, смогут сконцентрировать свои усилия в потенциально опасных зонах, что позволит сделать проверки более прицельными и оптимизировать затрачиваемые на них ресурсы.

Системное внедрение риск-ориентированного подхода в деятельность контрольно-надзорных органов началось с внесения изменений в Федеральный закон № 294-ФЗ, установивших общие подходы к применению системы управления рисками. Следующим шагом стало принятие постановления Правительства от 17.08.2016 № 806, которым предусмотрено применение риск-ориентированного подхода в трех видах государственного контроля (надзора). Это пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в сфере связи. По данным видам контроля планы проверок на 2017 год были составлены с учетом критериев риска, что позволило существенно сократить число проводимых проверочных мероприятий. Так, только в сфере пожарной безопасности от надзора были освобождены более 700 тысяч низкорисковых хозяйствующих субъектов, а общее количество плановых проверок в сфере пожарной безопасности в 2017 году по сравнению с 2016 годом сократилось на 30%. Кроме того, в феврале 2017 года Правительством были утверждены критерии риска для надзора в сфере трудовых отношений (Роструд).

С 2017 года внедрение системы управления рисками ведется в рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». В рамках приоритетной программы реализуется приоритетный проект «Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности». В соответствии с указанным приоритетным проектом утверждена разработанная Минэкономразвития России базовая модель определения критериев и категорий риска причинения вреда, которая представляет собой методологический инструментарий внедрения риск-ориентированного подхода.

Также установлены категории и критерии риска для массовых и социально значимых видов государственного контроля (надзора). Планы проверок по указанным видам контроля составлены на основе риск-ориентированного подхода.

В настоящее время нормативные правовые акты о внедрении риск-ориентированного подхода, устанавливающие категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним подконтрольных объектов, приняты по 29 видам государственного контроля (надзора).
  1. федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности (Федеральный закон от 04.03.2013 № 22-ФЗ);
  2. федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений (Федеральный закон от 03.07.2016 № 255-ФЗ);
  3. федеральный государственный надзор в области связи (постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806);
  4. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806);
  5. федеральный государственный пожарный надзор (постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806);
  6. федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (постановление Правительства РФ от 16.02.2017 № 197);
  7. государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности (постановление Правительства РФ от 05.07.2017 № 801);
  8. государственный контроль за обращением медицинских изделий (постановление Правительства РФ от 22.07.2017 № 868);
  9. федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (постановление Правительства РФ от 22.07.2017 № 864);
  10. государственный надзор в области гражданской обороны (постановление Правительства РФ от 22.07.2017 № 864);
  11. государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (постановление Правительства РФ от 27.07.2017 № 886);
  12. государственный земельный надзор, осуществляемый Росприроднадзором (постановление Правительства РФ от 27.07.2017 № 886);
  13. государственный надзор в области обращения с отходами (постановление Правительства РФ от 27.07.2017 № 886);
  14. государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха (постановление Правительства РФ от 27.07.2017 № 886);
  15. государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (постановление Правительства РФ от 27.07.2017 № 886);
  16. государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих   веществ    (постановление Правительства РФ от 27.07.2017 № 886);
  17. федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств (постановление Правительства РФ от 31.07.2017 № 907);
  18. государственный земельный надзор, осуществляемый Росреестром (постановление Правительства РФ от 07.08.2017 № 943);
  19. государственный земельный надзор, осуществляемый Россельхознадзором (постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1084);
  20. федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения (постановление Правительства РФ от 23.10.2017 № 1286);
  21. региональный государственный строительный надзор (постановление Правительства РФ от 25.10.2017 № 1294);
  22. региональный государственный экологический надзор (постановление Правительства РФ от 22.11.2017 № 1410),
  23. федеральный государственный метрологический надзор (постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1643);
  24. федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции (постановление Правительства РФ от 27.12.2017 № 1668);
  25. государственный контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа (постановление Правительства РФ от 01.02.2018 № 93);
  26. федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения (постановление Правительства РФ от 17.02.2018 № 172);
  27. федеральный государственный транспортный надзор, в том числе в отношении  отдельных  видов  транспорта (постановление  Правительства  РФ от 17.02.2018 № 173);
  28. федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением транспортной  безопасности    (постановление   Правительства РФ от 17.02.2018 № 173);
  29. федеральный государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 01.03.2018 № 213).

Помимо этого, в отношении 2 видов контроля: таможенного (ФТС России) и налогового (ФНС России), исходя из специфики осуществления указанных видов контроля, критерии отнесения объектов контроля к определенной категории риска не установлены, вместе с тем элементы риск-ориентированного подхода внедрены с учетом отраслевых особенностей.

Также в ходе разработки критериев и категорий риска ряд ведомств приняли решение об отмене плановых проверок по отдельным видам контроля. В настоящее время поддержаны предложения об отмене плановых проверок при осуществлении 5 видов контроля (надзора): надзор в сфере рекламы, надзор за соблюдением законодательства о тарифах (ФАС России); надзор в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор); лицензионный контроль за монтажом, техническим обслуживанием средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также при осуществлении деятельности по тушению пожаров (МЧС России). Запланирована отмена плановых проверок при осуществлении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.

Кроме того,  по трем видам контроля (надзора) в настоящее время разрабатываются индикаторы риска при проведении внеплановых проверок. Это земельный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за деятельностью аккредитованных лиц. По последнему виду контроля уже принят соответствующий приказ Минэкономразвития России.