Нормативное регулирование цифровой экономики

План мероприятий по реализации федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержден 27 декабря 2018 года на заседании Президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 27 декабря 2018 года. План мероприятий был подготовлен Центром компетенций Фондом «Сколково» совместно с Минэкономразвития России и Рабочей группой по направлению «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика»

Основная задача в рамках данного направления программы состоит в создании системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрении гражданского оборота на базе цифровых технологий. Он предусматривает подготовку порядка 70 законопроектов, которые должны быть приняты в период с 2019 по 2021 годы.

 

Планом мероприятий определены следующие задачи:

  • создать правовые условия для формирования единой цифровой среды доверия;
  • создать правовые условия для формирования сферы электронного гражданского оборота;
  • обеспечить благоприятные правовые условия для сбора, хранения и обработки данных;
  • сформировать правовые условия для наиболее эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности в условиях цифровой экономики;
  • обеспечить правовые условия для внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке;
  • принять нормативные правовые акты в целях стимулирования развития цифровой экономики;
  • реализовать комплекс мер по совершенствованию механизмов стандартизации;
  • сформировать правовые условия в сфере судопроизводства и нотариата в связи с развитием цифровой экономики;
  • обеспечить нормативное регулирование цифрового взаимодействия предпринимательского сообщества и государства;
  • определить позицию Российской Федерации по вопросам, способствующим развитию цифровой экономики и гармонизации подходов в этой сфере на пространстве ЕАЭС.
  • сформировать отраслевое регулирование, необходимое для развития цифровой экономики.

Также будет проведен ряд исследований:

  • возможности перевода норм права в машиночитаемый вид и автоматизации их исполнения, разработки языка и инструментов для описания самоисполняемых контрактов;
  • в области определения подходов к разграничению прав на данные, создаваемые пользователями, в том числе в сети "Интернет" и при оказании услуг, а также принципы их сбора и обработки;
  • в части определения состава сведений, составляющих соответственно банковскую тайну, тайну связи, врачебную тайну, коммерческую тайну и иные виды тайн, и порядка их передачи третьим лицам;
  • по оценке рисков при кредитовании банками под залог исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • в области определения подходов к расширению доступа к информации, знаниям, произведениям науки, литературы и искусства и объектам смежных прав с учетом соблюдения интеллектуальных прав правообладателей;
  • в части инвентаризации форм отчетности, в том числе при сборе статистической информации, разработка новых подходов к формированию отчетности;
  • в части оценки целесообразности внедрения новых подходов к формированию отчетности, включая анализ перспектив развития горизонтального мониторинга и обмена данными;
  • в области развития законодательства о робототехнике и киберфизических системах в части, в том числе определения понятия киберфизических систем, порядка ввода их в эксплуатацию и гражданский оборот, определения ответственности;
  • в части инвентаризации сведений, учитываемых в государственных реестрах.