Минэкономразвития России подготовило ежегодный доклад о лицензировании отдельных видов деятельности в Российской Федерации за 2018 год

Доклад подготовлен на основании сведений федерального статистического наблюдения по форме № 1-лицензирование, утвержденной приказом Росстата от 30 марта 2012 г. № 103, а также сводных годовых докладов федеральных и региональных органов власти, осуществляющих полномочия по лицензированию. В нем отражена ситуация в области лицензирования отдельных видов деятельности, существующие проблемы в сфере лицензирования и методы их решения, а также рассматриваются вопросы эффективности законодательства Российской Федерации в сфере лицензирования.

По данным официальных статистических отчетов, количество действующих лицензий на конец 2018 года составило 620 тыс. лицензий, из них 264 тыс. лицензий были выданы федеральными лицензирующими органами, 356 тыс. лицензий – лицензирующими органами субъектов Российской Федерации.

В 2018 году лицензирующими органами предоставлено 53 тыс. лицензий.

В 2018 году в сравнении с 2017 годом увеличилась доля отказов
в выдаче лицензии с 7,6 % до 8,5 % (от общего числа заявлений о предоставлении лицензии), доля отказов в переоформлении лицензии с 3,6 % до 4,3 %.

Все большее развитие получает практика подачи документов в лицензирующий орган и выдачи лицензий в электронном виде. Так, доля заявлений соискателей лицензий и лицензиатов, полученных в электронной форме, выросла с 5,5 % в 2017 году до 8,4 % в 2018 году.

В ближайшее время планируется полный переход к «реестровой» модели в лицензировании, предусматривающей приоритет записи в едином электронном реестре над лицензией на бумажном носителе. Соответствующий законопроект был подготовлен Минэкономразвития России и принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 марта 2019 г. в первом чтении.

На основании отчетов лицензирующих органов можно сделать вывод о том, что лицензирование как разрешительный механизм не позволяет в полной мере обеспечить допуск и текущую деятельность на рынке исключительно лиц, соответствующих всем установленным требованиям. Об этом говорит рост доли проверок, в результате которых были выявлены нарушения лицензионных требований, – до 41,8 %. В то же время грубые нарушения лицензионных требований, повлекшие за собой причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда, в ходе проверок выявляются сравнительно редко (5,3 % выявляемых нарушений). Это может быть объяснено в том числе спецификой целого ряда видов деятельности, для которых риск наступления последствий, связанных с грубыми нарушениями, крайне невелик.

В 2018 году выездная проверка соискателя лицензии проводилась в 72,6 % случаев выдачи лицензий предшествовала. 27,4 % выданных в 2018 году лицензий были предоставлены на основании направленных соискателем документов.

Проверки в рамках лицензионного контроля в 2018 году охватили всего 9,3 % лицензиатов. Административное наказание налагается лишь в 48,6 % случаев.

При этом отмечается снижение доли лицензий, аннулированных по решению суда: с 67,8 % в 2017 году до 46,7 % в 2018 году (от количества обращений лицензирующего органа об аннулировании лицензий).

Недействительными признается крайне малое число проверок, проведенных лицензирующими органами, – 0,05 процента.

Проведенный анализ выявил, что система лицензирования позволяет предупреждать некоторое число случаев причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, иным объектам и при этом не является существенным барьером для ведения экономической деятельности. Очевидной является проблема допуска к осуществлению лицензируемых видов деятельности лиц, значительное число которых впоследствии нарушает лицензионные требования. В то же время, учитывая небольшое количество выявляемых грубых нарушений лицензионных требований, а также наличие сфер деятельности, насчитывающих небольшое число лицензиатов, целесообразно рассмотрение вопроса об отмене лицензирования отдельных видов деятельности. Также требует решения вопрос дублирования проверочных мероприятий, осуществляемых в рамках лицензионного контроля и государственного контроля (надзора).