Минэкономразвития России подготовило ежегодный доклад о саморегулировании в Российской Федерации

В докладе представлен анализ состояния института саморегулирования в Российской Федерации, в том числе в конкретных сферах экономики, отмечены ключевые недостатки существующей системы саморегулирования, представлены предложения по их устранению с учетом подходов, заложенных в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 2776-р.

Система саморегулирования сложилась в результате принятия Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». По состоянию на 1 января 2019 года она включает в себя 627 саморегулируемых организаций (СРО), которые объединяют на условиях обязательного членства 225 289 субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в 12 сферах деятельности. Еще 424 СРО были созданы участниками рынка на условиях добровольного членства. В 6 из 12 сфер деятельности были созданы национальные объединения СРО.

Формирование этой системы потребовало существенных затрат со стороны субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности: были сформированы компенсационные фонды в размере 106,1 млрд. рублей, свыше 888,1 млн. рублей в год расходуется на страхование ответственности членами СРО, уплата членских взносов требует порядка 59 млрд. рублей ежегодно.

Ключевыми функциями СРО, определенными законом № 315-ФЗ, являются стандартизация, контроль за членами, имущественная ответственность СРО по обязательствам своих членов.
Общее количество принятых СРО стандартов выросло в 2018 году на 10,3%, составив 12 494 стандарта. При этом в 5 сферах обязательного саморегулирования (саморегулирование аудиторской деятельности, саморегулирование в сфере строительства, саморегулирование в сфере архитектурно-строительного проектирования, саморегулирование в сфере инженерных изысканий, саморегулирование деятельности арбитражных управляющих) имеются СРО, которые не приняли ни одного стандарта деятельности.

Контроль СРО за своими членами в целом осуществляется систематически. Количество проведенных СРО проверок в 2018 году увеличилось на 38,5%, что отчасти обусловлено общим увеличением количества членов СРО. Также увеличилось количество выявляемых СРО нарушений (на 48,5%) и количество применяемых СРО в отношении своих членов мер дисциплинарного воздействия (на 40,3%). Вместе с тем имеются сферы обязательного саморегулирования, в которых СРО в ходе проведенных проверок не выявляют нарушений со стороны своих членов обязательных требований, либо количество примененных мер дисциплинарного воздействия несоразмерно количеству выявленных нарушений. По данным органов надзора за СРО, зачастую проверки СРО своих членов проводятся формально, в целях формирования соответствующей отчетности для органа надзора.

Выполнение СРО функции обеспечения дополнительной имущественной ответственности по обязательствам своих членов остается неудовлетворительным. Достоверно установленные выплаты из средств компенсационных фондов имеются в 2 сферах (саморегулирование деятельности арбитражных управляющих, саморегулирование деятельности строителей) из 11, в которых сформированы компенсационные фонды. Несмотря на определенный рост объема таких выплат, их доля в общем объеме компенсационных фондов СРО в 2018 году остается незначительной – 0,15%.
Механизм формирования компенсационных фондов СРО в соответствии с установленными федеральными законами требованиями дублируется системой страхования ответственности членов СРО в 3 сферах обязательного саморегулирования. Всего страхование ответственности членов СРО в разной степени применяется в 7 сферах обязательного саморегулирования.

По минимальным оценкам затраты на страхование членов СРО в 2018 году составили 888,1 млн. рублей. Между тем страховые выплаты производились только в 3 сферах обязательного саморегулирования. Общая сумма произведенных выплат составила 6,3% от затрат на страхование членов СРО в 2018 году.

Системные проблемы в сфере СРО предполагается решить за счет изменения законодательства. Минэкономразвития России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект предусматривает совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности СРО, определение порядка разработки и издания стандартов СРО и федеральных стандартов в системе саморегулирования, закрепляет подходы к введению обязательного саморегулирования в отраслях экономики и сегментах рынка, а также регулирует отдельные процедурные вопросы деятельности СРО.