Установлены требования по проведению органами контроля мероприятий по профилактике

26 декабря 2018 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 1680, которым утверждены подготовленные Минэкономразвития России Общие требования к организации и осуществлению органами контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. Общие требования начнут действовать с 1 января 2019 года.

Профилактика стала официально признаваемой частью государственного контроля (надзора) и муниципального контроля с 2017 года.

Деятельность органа контроля по профилактике нарушений строится на основе ежегодной программы профилактики нарушений. Органом контроля может быть принята как единая программа профилактики, так и программы профилактики по каждому виду контроля.

Действующим законодательством предусмотрены четыре основных мероприятия по профилактике нарушений, которые должны проводить органы контроля. Это размещение на официальных сайтах перечней нормативных правовых актов с требованиями, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также их текстов; информирование по вопросам соблюдения обязательных требований; обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля; выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

В Общих требованиях конкретизируется порядок и особенности реализации проведения указанных мероприятий.

Так, устанавливается обязанность органов контроля составлять перечни актов по утвержденной структуре, размещать на своем официальном сайте и поддерживать их в актуальном состоянии. Тексты актов размещаются путем указания ссылки на соответствующий акт, размещенный на официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru), и только в случае отсутствия такого акта на портале акты должны быть размещены на официальном сайте самого органа контроля.

Мероприятия по информированию могут осуществляться в самых разных формах, в частности, путем проведения органом контроля публичных мероприятий с открытым доступом для всех заинтересованных лиц, подготовки и публикации руководств по соблюдению обязательных требований. Также в рамках информирования органы контроля должны вести консультационную и разъяснительную работу. В частности, на официальных сайтах органов контроля должны публиковаться ответы на наиболее частые вопросы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в обезличенной форме).

Цель обобщения практики – собрать и обеспечить анализ наиболее часто встречающихся нарушений, различий в понимании и применении обязательных требований, проблемных вопросов осуществления контроля. По итогам работы готовится ежегодный обзор практики осуществления вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля с указанием выявленных проблем.  Для преодоления таких проблем орган контроля может обратиться в компетентный орган с целью изменения нормативно-правового регулирования. Если же проблема не требует изменения действующего законодательства, а ее решение связано с различиями в практике применения одних и тех же требований, то орган контроля должен подготовить руководство по соблюдению таких требований.

Реализация последнего из основных мероприятий по профилактике нарушений – выдачи предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований – уже урегулирована ранее принятым постановлением Правительства России от 10 февраля 2017 г. № 166 об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Деятельность по выдаче предостережений включается в программу профилактики нарушений, но поскольку предостережения выдаются в строго в установленных законодательством случаях и количество их не может быть заранее определено, в программе профилактики указываются лишь уполномоченные на выдачу предостережений подразделения или должностные лица органа контроля.

Помимо указанных четырех мероприятий, отраслевым федеральным законом или положением о виде контроля могут быть предусмотрены специальные мероприятия по профилактике, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Если проведение таких мероприятий предусмотрено законодательством, то они также включаются в программу профилактики нарушений.