Нормативное регулирование цифровой экономики

На заседании Президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 27 декабря 2018 г. (протокол № 6) был утвержден план мероприятий по реализации федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». План был подготовлен Центром компетенций Фондом «Сколково» совместно с Минэкономразвития России и Рабочей группой по направлению «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика». Он предусматривает подготовку порядка 70 законопроектов, которые должны быть приняты в период с 2019 по 2021 годы.

 

Планом мероприятий определены следующие задачи:

  • создать правовые условия для формирования единой цифровой среды доверия;
  • создать правовые условия для формирования сферы электронного гражданского оборота;
  • обеспечить благоприятные правовые условия для сбора, хранения и обработки данных;
  • сформировать правовые условия для наиболее эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности в условиях цифровой экономики;
  • обеспечить правовые условия для внедрения и использования инновационных технологий на финансовом рынке;
  • принять нормативные правовые акты в целях стимулирования развития цифровой экономики;
  • реализовать комплекс мер по совершенствованию механизмов стандартизации;
  • сформировать правовые условия в сфере судопроизводства и нотариата в связи с развитием цифровой экономики;
  • обеспечить нормативное регулирование цифрового взаимодействия предпринимательского сообщества и государства;
  • определить позицию Российской Федерации по вопросам, способствующим развитию цифровой экономики и гармонизации подходов в этой сфере на пространстве ЕАЭС.
  • сформировать отраслевое регулирование, необходимое для развития цифровой экономики.

 Одновременно с этим планом мероприятий предусмотрена разработка двух основных концепций:

  • концепции комплексного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;
  • концепции организации процесса управления изменениями в области регулирования цифровой экономики.

 

Также будет проведен ряд исследований:

  • возможности перевода норм права в машиночитаемый вид и автоматизации их исполнения, разработки языка и инструментов для описания самоисполняемых контрактов;
  • в области определения подходов к разграничению прав на данные, создаваемые пользователями, в том числе в сети "Интернет" и при оказании услуг, а также принципы их сбора и обработки;
  • в части определения состава сведений, составляющих соответственно банковскую тайну, тайну связи, врачебную тайну, коммерческую тайну и иные виды тайн, и порядка их передачи третьим лицам;
  • по оценке рисков при кредитовании банками под залог исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • в области определения подходов к расширению доступа к информации, знаниям, произведениям науки, литературы и искусства и объектам смежных прав с учетом соблюдения интеллектуальных прав правообладателей;
  • в части инвентаризации форм отчетности, в том числе при сборе статистической информации, разработка новых подходов к формированию отчетности;
  • в части оценки целесообразности внедрения новых подходов к формированию отчетности, включая анализ перспектив развития горизонтального мониторинга и обмена данными;
  • в области развития законодательства о робототехнике и киберфизических системах в части, в том числе определения понятия киберфизических систем, порядка ввода их в эксплуатацию и гражданский оборот, определения ответственности;
  • в части инвентаризации сведений, учитываемых в государственных реестрах.