Внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности

В настоящее время показатели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности определяются в соответствии с Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утверждёнными постановлением Правительства РФ от 05.04.2010 № 215. В основе системы оценки лежат преимущественно количественные показатели, такие как количество проведенных проверок и сумма выписанных штрафов, что нередко стимулирует инспекторов находить нарушения и наказывать предпринимателей по результатам каждой проверки.

В рамках проведения реформы контрольно-надзорной деятельности система оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности должна быть переориентирована с «палочных» показателей на снижение уровня причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и минимизацию неоправданного вмешательства контрольно-надзорных органов в деятельность подконтрольных субъектов.

Первым шагом к внедрению новой системы стала разработка Минэкономразвития России базовой модели результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, которая утверждена распоряжением Правительства от 17 мая 2016 года № 934-р. Указанная модель представляет собой методологический инструментарий, с помощью которого контрольные ведомства могут определить перечень показателей, отражающих эффективность проводимых ими проверочных мероприятий и достижение необходимых результатов. Кроме того, в  документе предусмотрены также и индикативные показатели, характеризующие процессную деятельность контрольного ведомства, а также различные аспекты его контрольно-надзорной деятельности.

В соответствии с распоряжением № 934-р был проведен пилотный проект по внедрению системы результативности и эффективности, участниками которого стали семь ведомств: Росздравнадзор, ФМБА России, Россельхознадзор, МЧС России, Рослесхоз, Роспотребнадзор и Ростехнадзор. В целом пилотный проект доказал «жизнеспособность» базовой модели.

В рамках реформы контрольной и надзорной деятельности распоряжением Правительства № 999-р от 23.05.2017 базовая модель оценки результативности и эффективности обновлена. Она дополнена перечнем индикативных показателей, характеризующих непосредственное состояние подконтрольной сферы, а также разделом, описывающим негативные явления, на устранение которых направлена деятельность контролирующих ведомств, и перечнем показателей для новых форм проведения контрольных мероприятий (контрольная закупка, «бесконтактный» контроль, предостережение о недопущении нарушения обязательных требований и иное). Также были установлены рекомендательные формулы расчета отдельных показателей (эффективности, издержек бизнеса).

В 2017 году проектным комитетом по основному направлению стратегического развития «реформа контрольной и надзорной деятельности» одобрены показатели 11 контрольно-надзорных органов, принимающих участие в реформе. Указанные органы утвердили перечни показателей результативности и эффективности по 41 виду контроля (надзора) ведомственными приказами.

На заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» 13 февраля 2018 г. № 1 утвержден Стандарт зрелости управления результативностью и эффективностью контрольно-надзорной деятельности, являющийся методическим инструментом в создании ведомственных систем управления результативностью и эффективностью контрольно-надзорной деятельности и предусматривает формирование методологических и практических подходов к переориентации контрольно-надзорной деятельности.

В 2018 году планируется Минэкономразвития России обеспечить сопровождение разработки федеральными органами исполнительной власти паспортов показателей, в том числе методики расчета причиненного ущерба. Федеральными органами исполнительной власти – участниками проекта будут разработаны и утверждены паспорта показателей (не менее 20), в том числе методики расчета причиненного ущерба, включающие:

  • методологию расчета показателей, в том числе формулы расчета;
  • целевые и прогнозные значения;
  • описание основных обстоятельств, характеризующих текущее значение показателя;
  • описание способов и методов достижения поставленных целевых значений;
  • описание рисков не достижения целевых значений показателя;
  • методы сбора и управления статистическими и иными данными необходимыми для расчета показателя включая механизмы и сроки их совершенствования/опубликования (в том числе в формате открытых данных).