Внедрение системы профилактики нарушений обязательных требований

Профилактика – неотъемлемая часть новой системы контроля и надзора, что нашло отражение в перечне ключевых задач реформы контрольно-надзорной деятельности. Одной из главных ее целей является изменение облика контрольно-надзорных органов, переориентация их деятельности с поиска нарушений на их предотвращение и минимизацию вреда охраняемым законом ценностям, а также внедрение «сервисной модели» отношений с гражданами и организациями, которая позволяет оптимизировать затраты самих контрольных органов и снизить нагрузку на подконтрольные субъекты.  

Для решения задач по внедрению системы профилактики в работу контрольно-надзорных органов Минэкономразвития в 2016 году обеспечено внесение изменений в Федеральный закон № 249-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».  В частности, документ дополнен положениями по использованию инструментов профилактической деятельности, таких как составление перечней правовых актов, содержащих обязательные требования; информирование подконтрольных лиц, в том числе посредством подготовки руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций; регулярное обобщение практики проведения контрольно-надзорных мероприятий, включая описание типовых и массовых нарушений обязательных требований.

С 2017 года Минэкономразвития в рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» реализуется приоритетный проект «Внедрение системы комплексной профилактики нарушения обязательных требований».

В 2017 году принят ряд актов Правительства Российской Федерации, закрепляющих особенности отдельных институтов системы профилактики. Так, постановлением Правительства от 10.02.2017 № 166 закреплены правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Постановлением Правительства от 13.02.2017 № 177 определены общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов). С конца 2017 года чек-листы применяются при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, федерального государственного транспортного надзора, государственного экологического надзора и ряда его подвидов. В дальнейшем сфера применения списков контрольных вопросов будет расширяться.

Кроме того, в 2017 году контрольно-надзорные органы по видам государственного контроля (надзора), участвующим в приоритетной программе, с участием Минэкономразвития России организовали проведение на ежеквартальной основе в центральном аппарате и территориальных органах публичных мероприятий с привлечением представителей бизнес-сообщества, общественности, средств массовой информации, работников иных государственных органов.

Также органы государственного контроля (надзора) – участники приоритетной программы подготовили и разместили на своих сайтах в сети Интернет новые методические материалы для граждан и организаций с периодической их актуализацией:

  • «черная книга» – доклад с обзором правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований («как делать нельзя»);
  • «белая книга» – доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, разъяснению новых обязательных требований либо требований с неясным содержанием («как делать нужно»).

Важным шагом для развития профилактической работы стало принятие Стандарта комплексной профилактики нарушения обязательных требований.  Документ разработан Минэкономразвития России в рамках реализации приоритетной программы и одобрен протоколом заседания проектного комитета от 12 сентября 2017 года № 61(11). Он обобщил практический опыт проведения профилактических мероприятий российскими и зарубежными контрольно-надзорными органами, а также методические рекомендации, выработанные в ходе проведения реформы контрольно-надзорной деятельности. 

Помимо законодательно предусмотренных инструментов профилактики Стандартом  описаны возможные профилактические меры, не урегулированные действующим законодательством. В их числе разъяснение процедур контроля, поощрительные мероприятия, механизм досудебного (внесудебного) обжалования, развитие интерактивных сервисов и т.д.

В 2018 году проектным комитетом была утверждена новая редакция стандарта, доработанная по итогам его апробации контрольно-надзорными ведомствами. Новая редакиця документа в большей мере стала ориентирована на предупреждение риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, а не на работу профилактики с нарушениями обязательных требований, что отразилось в названии документа – Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям. Среди других важных изменений стандарта – более четкая детализация уровней зрелости ведомственных профилактических систем, дополнение стандарта наглядными типовыми формами программ профилактики контрольных органов, расширение перечня примеров из практики и т.д.

Также в рамках реализации приоритетного проекта по профилактике федеральные органы исполнительной власти-участники реализации приоритетной программы разрабатывают программный документ профилактической деятельности – ведомственные программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям. Целью данных программ является проведение анализа подконтрольной среды на основе статистических данных о подконтрольной сфере с учетом  объема ущерба охраняемых законом ценностям и построение на основе анализа эффективной программы деятельности органа в части профилактики.  

Профилактическая составляющая контрольно-надзорной деятельности также получила развитие в проекте Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) в Российской Федерации и муниципальном контроле» и подготовленном Минэкономразвития России проекте постановления Правительства РФ об утверждении общих требований к организации профилактической работы.