Услуги в электронном виде

Интернет-отрасль в России развивается стремительными темпами, чему способствует как рост количества интернет-пользователей, так и повышенный спрос на онлайн-сервисы. Российский сегмент Интернета по объему аудитории является крупнейшим в Европе, по количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире. С каждым годом Интернет в России становится все доступнее. Поэтому перевод услуг в электронный вид – перспективное направление их модернизации, призванное повысить их доступность, снизить коррупционные риски и сократить временные и финансовые затраты государства и граждан.

Под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через Интернет. По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа.

Впервые о переводе госуслуг в электронный вид говорилось в федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В 2006 году в проекте появилось более четкое понимание терминологии и планов по переводу услуг в электронный вид, а также добавилась связь с электронным межведомственным документооборотом. Указанный подход был предложен Минэкономразвития России совместно с Минкомсвязью России как важный элемент повышения качества предоставления услуг.

В 2008 году работа по переводу госуслуг в электронный вид вошла в наиболее активную стадию. Было выделено пять этапов перевода услуг в электронный вид. Работа по переводу услуг в электронный вид потребовала устранения правовых и технологических барьеров. Во-первых, исключение из законодательства требования обязательного «бумажного» документооборота, для чего в 2010-2011 годах были внесены изменения в более чем 100 федеральных законов, а также принято множество подзаконных актов. Во-вторых, формирование Минкомсвязью России инфраструктуры обмена данными между ведомствами и организация скоординированной работы органов власти всех уровней по переходу на электронные услуги.

Для решения этой задачи с 2008 года Минэкономразвития России организован регулярный независимый мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг. В 2009 году Правительством были определены 74 федеральные услуги и 56 региональных и муниципальных приоритетных услуг для их перевода в электронный вид.

Минэкономразвития России был разработан и введен в опытную эксплуатацию прототип информационной системы «Сводный реестр услуг», на базе которой Минкомсвязь России реализовала промышленное решение «Федеральный реестр услуг», ставшее основой для работы Единого портала государственных услуг (ЕПГУ).

С момента открытия Единого портала госуслуг в декабре 2009 года он превратился в действенный инструмент доступа к государственным услугам в электронном виде. К концу I квартала 2016 г. количество пользователей, зарегистрированных на Едином портале государственных и муниципальных услуг превысило 25,5 млн. человек.

Выстраивание всей системы для предоставления госуслуг в электронном виде стало одним из факторов, который позволил Российской Федерации сделать рывок в рейтинге ООН по развитию электронного правительства в 2009-2012 годах. Всего за два года Россия поднялась сразу на 32 позиции – с 59 на 27 место, а из стран, население которых превышает 100 миллионов человек, Россия заняла третье место в рейтинге – после США (310 миллионов, пятое место рейтинга ООН) и Японии (127 миллионов, восемнадцатое место рейтинга ООН). По версии этого же рейтинга ООН, опубликованного в 2014 году, Россия сохранила прежнюю позицию (27 место). В июле 2013 года Минэкономразвития России предложило новый подход к переводу услуг в электронный вид, поскольку поэтапная модель перевода услуг оказалась слишком формализованной и не учитывала особенности отдельных услуг, тем самым не позволяла органам власти эффективно переводить их в электронный вид. Было предложено перейти к модульной системе, более гибкой, предусматривающей перевод в электронный вид отдельных административных процедур. В декабре 2013 года была утверждена Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, разработанная Минкомсвязью России совместно с Минэкономразвития России, которая определила основные цели, принципы и направления деятельности по дальнейшему развитию электронных услуг на период до 2016 года. Утвержден план мероприятий по ее реализации.

Концепция определила 15 приоритетных федеральных и 20 региональных услуг, подлежащих первоочередной оптимизации. С 25 мая 2017 года перечень региональных услуг включает 18 услуг (распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2017 г. № 1027-р).

В рамках указанной оптимизации по каждой из 35 приоритетных услуг разрабатываются соответствующие планы-графики. В целях дальнейшего развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме Правительством Российской Федерации (постановлением от 26 марта 2016 г. № 236) утвердило требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг. В данном акте нашел свое отражение «модульный принцип» перевода услуг в электронный вид, ранее предложенный Минэкономразвития России.

В соответствии с положениями Требований Минэкономразвития России проведена работа по определению целевой модели предоставления в электронной форме всех федеральных государственных услуг. По результатам указанной работы на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 3 марта 2017 года одобрена сводная матрица составов действий, выполнение которых обеспечивается заявителю при предоставлении государственных услуг в электронной форме (протокол от 3 марта 2017 года № 94пр). В настоящее время Минэкономразвития России в соответствии с поручением подкомиссии продолжает ведение сводной матрицы на постоянной основе.

Сводная матрица составов действий

Сравнительные результаты мониторинга качества перевода федеральных государственных услуг в электронную форму в 2016 и 2017 году
Мониторинг 2016 Мониторинг 2017 Динамика
Услуг ФОИВ,
исследованных на ЕПГУ
563 586 21
Из них:

Услуг с кнопкой «Получить услугу»

421 (75%)

338[1]/379[2] (89%)

14%

Услуг, по которым удалось подать заявление

249 (44%) 224/379 (59%) 15%

Услуг, по которым получено уведомление о результатах рассмотрения заявления

134 (24%) 144/359 (40%) 16%

Услуг, по которым получен электронный результат (информационные услуги)

14 17 3

[1] Здесь и далее – фактическое состояние

[2] Здесь и далее – целевое состояние, то есть количество услуг, для которых проверялось выполнение данного показателя с учетом сводной матрицы составов действий, выполнение которых обеспечивается заявителю при предоставлении государственных услуг в электронной форме, утвержденной протоколом заседания подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления от 3 марта 2017 г. № 94пр (с учетом изменений по состоянию на 22 ноября 2017 г.)

Результаты готовности ведомств к выполнению требований постановления Правительства РФ от 26 марта 2016 года № 236

Действия, которые заявитель вправе совершить в электронной форме при получении услуги

Количество услуг,
для которых требование выполнено[1]

Количество услуг, для которых проверялось выполнение требования

Услуг ФОИВ,
исследованных на ЕПГУ
586
1 Получение информации о порядке и сроках предоставления услуги 306 (53%) 577
2 Запись на прием в орган (организацию) для подачи запроса 34 (19%) 178
3 Формирование запроса 72 (19%) 379
4 Получение сведений о ходе выполнения запроса 67 (19%) 359
5 Оплата услуг [2] 20 (32%) 60
6 Досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации) либо государственного или муниципального служащего 576 (99,8%) 577
7 Осуществление оценки качества предоставления услуги 72 (27%) 264

[1] Результаты проведенного анализа на соответствие федеральных услуг требованиям постановления № 236 были скорректированы с учетом сводной матрицы составов действий, выполнение которых обеспечивается заявителю при предоставлении государственных услуг в электронной форме, утвержденной протоколом заседания подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления от 3 марта 2017 г. № 94пр (с учетом изменений по состоянию на 22 ноября 2017 г.)

[2] Услуги, требующие оплаты (в соответствии со сведениями на странице услуг)

    Мониторинг услуг федеральных органов исполнительной власти