Регламентация оказания госуслуг

Долгое время в России не существовало единых стандартов для сферы государственных услуг. Не были установлены сроки предоставления услуг, исчерпывающий перечень документов, ограничения оснований для отказа. Одним из первых документов, направленных на обеспечение прав граждан при обращении в государственные и муниципальные органы, стал Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым заложены все основные направления оптимизации предоставлении государственных услуг, ключевые понятия и направления развития.

В соответствии с законом № 210-ФЗ Минэкономразвития России проводится масштабная работа по стандартизации и регламентации государственных услуг. Она осуществляется по нескольким направлениям.

1. Формирование перечня государственных  услуг и контрольно-надзорных функций, для которых должны быть разработаны административные регламенты, и информация о которых должна быть размещена в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций)
Перечень формируется на основании предложений федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Минэкономразвития России и является источником сведений для разработки административных регламентов предоставления государственных услуг, исполнения контрольно-надзорных функций, а также является классификатором для федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (ФРГУ). На основании информации внесенной в ФРГУ осуществляется публикация сведений на Едином портале государственных услуг www.gosuslugi.ru

2. Мониторинг разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг
Административные регламенты разрабатываются в соответствии с федеральным законом № 210-ФЗ и содержат всю необходимую информацию, предусмотренную законодательством, необходимую как для граждан, так и для должностных лиц (порядок и сроки оказания государственной услуги, основания отказа, необходимые документы и т.д.). Все административные регламенты проходят экспертизу Минэкономразвития России, а также независимую экспертизу.

3. Внедрение экстерриториального принципа получения государственных услуг
Экстерриториальный принцип получения государственных услуг предусматривает возможность получения государственных услуг в любом органе в любом регионе без привязки к адресу регистрации гражданина или юридического лица. Иными словами, человек, чтобы получить нужный документ, может обратиться в ближайшее к дому или работе отделение органа власти или МФЦ (для услуг, в отношении которых заключены соглашения). Это один из основополагающих принципов сервисного подхода к государственным услугам, нацеленный на ускорение процессов их предоставления и удобство граждан. Полный перечень государственных услуг, предоставляемых по экстерриториальному принципу, утвержден распоряжением Правительства от 19 января 2018 г. № 43-р. В дальнейшем Минэкономразвития РФ планирует распространять экстерриториальный принцип на другие услуги, прежде всего – на услуги для бизнеса. Среди них лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, лицензирование деятельности в области оказания услуг связи, лицензирование теле-и радиовещания, присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения.  По ним в соответствии с распоряжением до 1 июля 2018 будет разработан план-график перевода на экстерриториальный принцип.

4. Исключение случаев истребования справок о составе семьи и аналогичных документов
Справки о составе семьи требуются от граждан не только для предоставления государственных и муниципальных услуг, но и в иных ситуациях, например, для принятия органами власти решений о выдаче жилищных субсидий. В то же время понятие таких документов законодательно не закреплено, а формы и порядок их выдачи установлены актами регионального и муниципального уровня и могут существенно отличаться друг от друга. В результате прямые издержки на выдачу этих справок, по предварительным оценкам, составляют порядка 1,8 млрд. рублей ежегодно. В настоящее время Минэкономразвития России разработан план-график, предусматривающий исключение из законодательства случаев истребования справок о составе семьи. В дальнейшем аналогичную работу планируется провести на региональном уровне.

5. Обеспечение возможности получения в МФЦ государственных услуг в рамках «жизненных ситуаций»

Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 479-ФЗ предусмотрена возможность получить несколько государственных услуг по одному заявлению. МФЦ при этом наделяются правом формировать комплекты документов и осуществлять все действия, необходимые для предоставления каждой из услуг, в том числе подписывать заявления. Такой подход – это прямая реализация принципа «одного окна», в соответствии с которым взаимодействие с органами власти при предоставлении государственных услуг осуществляется МФЦ без участия заявителя.

Перечень государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов на основании комплексного запроса, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2018 г. № 260-р. Он содержит тридцать государственных услуг, предоставляемых в центрах «Мои документы», и практически дублирует перечни, утвержденные 797-м постановлением Правительства. Исключение составили те услуги, которые объективно не могут быть предоставлены по единому заявлению, в частности, требующие собственноручного получения заявителем. Это, например, выдача паспорта.

Примерная форма комплексного запроса утверждена приказом Минэкономразвития России от 21 марта 2018 г. № 137.