Аккредитация — подтверждение соответствия юридического лица либо индивидуального предпринимателя установленным критериям аккредитации, служащее официальным свидетельством его компетентности. Правовой институт аккредитации работает во многих странах мира по единым правилам, установленным международными стандартами.

В Российской Федерации формирование единой национальной системы аккредитации было начато в 2011 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 января 2011 года № 86, которым было предусмотрено создание национального органа по аккредитации – Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации). Соответствующие полномочия осуществляются ведомством с 1 ноября 2011 года. Главная задача Росаккредитации – определять, компетентна ли организация для того, чтобы проверять качество и безопасность производимой продукции, а также контролировать соблюдение законодательства в данной сфере.

Важным шагом по развитию российской системы аккредитации стало принятие Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», который обеспечил базовые законодательные условия для осуществления аккредитации в соответствии с требованиями международных стандартов. Законом определяются функции и порядок взаимодействия участников национальной системы аккредитации – Федеральной службы по аккредитации, Минэкономразвития России, организаций, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений, экспертов, привлекаемых для участия в аккредитации, комиссии по апелляциям и Общественного совета при Росаккредитации.

В целях реализации положений закона № 412-ФЗ в 2014 году принято 12 постановлений Правительства Российской Федерации и 20 приказов Минэкономразвития России, регулирующих отдельные аспекты осуществления аккредитации.

федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации» (принят Государственной Думой 17 марта 2017 г. в первом чтении; планируется к принятию в 2018 году);

постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

приказ Минэкономразвития России «О внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России по вопросам аккредитации в национальной системе аккредитации»;

приказ Минэкономразвития России «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 30 мая 2014 г. № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации».

Разработанные поправки направлены на совершенствование отдельных механизмов системы аккредитации и устранение пробелов в ее нормативном регулировании, уточнение требований к аккредитованным лицам и экспертам по аккредитации. Кроме того, ими закрепляются дополнительные инструменты борьбы с недобросовестными аккредитованными лицами, а также организациями – посредниками, выдающими поддельные сертификаты соответствия и протоколы испытаний, что в дальнейшем позволит повысить эффективность работы по очистке рынка оценки соответствия.

Развитие нормативной базы и совершенствование инструментов аккредитации и контроля за деятельностью аккредитованных лиц позволило удалить с рынка значительное количество недобросовестных аккредитованных лиц: за период с 2011 по 2017 год количество испытательных лабораторий сократилось на 30%, количество органов по сертификации – на 40%.

Еще одной задачей, поставленной в рамках формирования единой национальной системы аккредитации, стало обеспечение ее международного признания за счет членства Росаккредитации в двух крупнейших международных ассоциациях – Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC) и Международном форуме по аккредитации (IAF).

В рамках процесса по вступлению Росаккредитации в ILAC с 9 по 19 ноября 2016 года был проведен аудит российской системы аккредитации экспертами Азиатско-Тихоокеанской организации по аккредитации лабораторий. В июне 2017 года в ходе ежегодной совместной встречи Азиатско-Тихоокеанской организации по аккредитации лабораторий (APLAC) и Тихоокеанской организации по аккредитации (PAC), была подписана Договоренность о взаимном признании Азиатско-Тихоокеанской организации по аккредитации лабораторий (APLAC MRA). Присоединение Федеральной службы по аккредитации к Договоренности о взаимном признании Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC MRA) состоялось без дополнительной оценки 11 июля 2017 года. Официальное объявление о присоединении Росаккредитации к Договоренности ILAC MRA состоялось в рамках ежегодной встречи IAF и ILAC в г. Ванкувере (Канада) в конце октября 2017 г.

Также в декабре 2014 года Росаккредитацией была подана заявка на получение полноправного членства Международном форуме по аккредитации (IAF). Всю необходимую работа по вступлению в данную ассоциацию планируется завершить к 2019 году.

Другим важным направлением деятельности Росаккредитации на международной арене является развитие интеграции в сфере аккредитации на пространстве евразийского региона. В 2014 году в городе Москве подписан Меморандум о сотрудничестве национальных органов по аккредитации государств – участников СНГ организациями семи государств: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России и Украины, в соответствии с которым предусмотрено создание региональной ассоциации органов по аккредитации указанных государств. В сентябре 2014 года состоялось первое заседание образованного в соответствии с Меморандумом Совета руководителей национальных органов по аккредитации, в котором приняли участие представители шести стран СНГ.

Помимо этого, Росаккредитацией в рамках международного сотрудничества был заключен ряд двусторонних соглашений с национальными органами по аккредитации стран-партнеров. Подобные соглашения заключают в себе, прежде всего, возможность обмена опытом и изучения передовых практик зарубежных органов по аккредитации, сотрудничества в области подготовки персонала, а также взаимного участия в процедурах аккредитации и инспекционного контроля, проводимых организациями-партнерами. Впоследствии двухсторонние меморандумы станут основой для заключения соглашений о взаимном признании результатов аккредитации, проведенной соответствующими национальными органами по аккредитации.

Двусторонние меморандумы были подписаны с 14 национальными органами по аккредитации.
  • Словацкая национальная служба по аккредитации, 24 октября 2013 г.;
  • Бюро по аккредитации Социалистической Республики Вьетнам, 12 ноября 2013 г.;
  • Кыргызский центр по аккредитации при Министерстве экономики Кыргызской Республики, 23 декабря 2013 г.;
  • Национальный центр по аккредитации Республики Молдовы, 23 декабря 2013 г.;
  • Национальное агентство по аккредитации Украины, 24 января 2014 г.;
  • Институт аккредитации Республики Македонии, 30 сентября 2014 г.;
  • Совет по качеству Индии, 11 декабря 2014 г.;
  • Национальная система инфраструктуры качества/ Греческий орган по аккредитации, 7 июля 2015 г.;
  • Монгольское агентство по стандартизации и метрологии, 23 июля 2015 г.;
  • Национальный орган по аккредитации Испании, 1 ноября 2015 г.;
  • Сербский орган по аккредитации, 2 ноября 2015 г.;
  • Национальный орган по аккредитации Федеративной Республики Германия, 16 мая 2016 г.;
  • Национальный центр по аккредитации Исламской Республики Иран, 28 марта 2017 г.;
  • Китайская национальная служба по аккредитации в области оценки соответствия, 2 августа 2017 г.

Помимо этого, Росаккредитация является органом мониторинга по внедрению в России принципов надлежащей лабораторной практики организации экономического сотрудничества и развития (НЛП ОЭСР). Принципы НЛП ОЭСР признаны во многих странах мира и распространяются на проведение неклинических испытаний химических веществ и их соединений, содержащихся в лекарственных средствах, пестицидах, косметической продукции, ветеринарных препаратах, пищевых и кормовых добавках, а также химических веществах промышленного назначения. Наиболее активно принципы НЛП ОЭСР применяются в странах–членах ОЭСР для тестирования химических веществ промышленного назначения, лекарственных средств и пестицидов. В настоящее время в полном объеме принята нормативная правовая база, необходимая для обеспечения функционирования системы НЛП в Российской Федерации.

Росаккредитация наделена полномочиями по аккредитации испытательных лабораторий (центров) на получение статуса НЛП-лаборатории, ведению государственного реестра соответствующих принципам НЛП испытательных лабораторий (центров), а также контролю за соблюдением аккредитованными лицами принципов НЛП .  На сегодняшний день прошли оценку соответствия принципам НЛП и включены в государственный реестр Росаккредитации 10 испытательных лабораторий (центров). Кроме того, 24 октября 2013 г. Росаккредитация подписала соглашение о сотрудничестве в сфере надлежащей лабораторной практики со Словацкой национальной службой по аккредитации.

Важным направлением деятельности Росаккредитации также является участие в приоритетном проекте «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», предусматривающее увеличение доли исследований российской продукции, проведенных в российских испытательных лабораториях в соответствии с методиками, признаваемыми за рубежом, по ключевым товарным группам с целью вывода на внешние рынки. Для этих целей на базе подведомственной Росаккредитации организации создается координационный центр по реализации принципов надлежащей лабораторной практики ОЭСР и обеспечению достоверности и сопоставимости результатов исследований.