Раскрытие информации о разработке проектов нормативных правовых актов

Вся информация о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.
Для построения открытого государства и повышения прозрачности деятельности органов государственной власти необходимо развитие различных институтов общественного участия, в том числе выстраивание системы раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствии со стратегическими задачами, поставленными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Указе от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования государственного управления».

 

В этих целях Минэкономразвития России было разработано, принятое 25 августа 2012 года постановление Правительства Российской Федерации № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» (далее — постановление), которое вступило в силу с сентября 2012 года. Постановлением утверждены Правила раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения .

Система раскрытия информации реализуется на базе единого сайта в сети Интернет regulation.gov.ru, специально созданного для размещения федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

 

В соответствии с принятым постановлением с 15 апреля 2013 года федеральные органы исполнительной власти размещают информацию о разрабатываемых ими проектах нормативных правовых актах не на своих официальных сайтах в сети Интернет, а на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru.

 

Сегодня практически все проекты нормативных правовых актов публикуются федеральными органами исполнительной власти на портале. Одновременно с этим проводится общественного обсуждение проектов документов (минимальный срок составляет 15 дней), принять участие в котором может любой пользователь сети Интернет. Поступившие в установленный срок замечания и предложения должны быть в обязательном порядке рассмотрены федеральным органом власти – разработчиком документа, а сводка предложений с указанием позиции разработчика публикуется на портале не позднее, чем в день направления проекта акта на согласование.

На портале реализованы современные сервисы для пользователей. Предложения по улучшению размещаемых ведомствами проектов нормативных правовых актов участники обсуждения могут направлять в любой удобной для них форме: электронной или письменной. При этом любой посетитель сайта сможет ознакомиться с паспортом проекта акта, в котором, в том числе, отражается ход работы над проектом, отзывы и предложения участников общественного обсуждения, позиции по ним ведомства-разработчика.

Помимо общественного обсуждения и независимой экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных функций и оказания государственных услуг на портале публикуются документы в целях проведения их независимой антикоррупционной экспертизы. На портале автоматически создаются личные кабинеты для граждан и организаций, получивших советующий статус в Минюсте России. Это позволяет аккредитованным экспертам прикреплять свои заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы непосредственно к размещенному на портале проекту акта так, чтобы они были доступны широкому кругу лиц.

Данный портал должен обеспечить соблюдение единых понятных стандартов разработки нормативных актов, а также системность процедур оценки, включающую ряд обязательных стадий, которые проходит проект каждого нормативного акта в ходе его разработки.

С 1 октября 2012 г. на портале проводится размещение информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов, подлежащих оценке регулирующего воздействия (ОРВ), а также о результатах их публичного обсуждения и процедур оценки.

(Подробнее о процедуре оценки регулирующего воздействия можно прочитать в разделе «Оценка регулирующего воздействия».) Все эти меры позволят экспертам и заинтересованным участникам процесса своевременно знакомиться с проектами, вовремя реагировать на возможные изменения законодательства и быть уверенными в том, что их голос будет услышан.