Оценка регулирующего воздействия

ОРВ – это проверка законодательных инициатив на целесообразность и эффективность. На федеральном уровне проводится Минэкономразвития России.
Инициативы Правительства Российской Федерации в сфере совершенствования институтов в последние годы были неизменно направлены на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, осуществления инвестиций, ограничение избыточного регулирования в экономике.

Важным компонентом работы по недопущению возникновения новых и снижению действующих барьеров для ведения предпринимательской деятельности в ряду мер общесистемного характера стал институт оценки регулирующего воздействия (далее также – ОРВ).


Оценка регулирующего воздействия, известная в мире как Regulatory Impact Analysis или Regulatory Impact Assessment (RIA), введенная в практику западноевропейских стран с 70-х годов XX века, проводится с целью определения и количественной оценки эффектов предлагаемого регулирования до того, как будет принято такое решение.

Вся информация о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.

ОРВ – это набор процедур, позволяющий разработчику регулятивных решений в процессе подготовки законопроектов рассмотреть максимально широкий спектр возможных регулятивных мер, оценить затраты и выгоды как адресатов регулирования (предпринимателей, граждан), так и бюджетов всех уровней, предложить наиболее эффективное решение, а также оценить его возможные последствия. Институт оценки регулирующего воздействия является экономическим инструментом, структурированным в определенной системе процедур. Одним из важных элементов данной системы является процедура публичных консультаций. 

Внедрение института ОРВ в правотворческую практику Российской Федерации было осуществлено Минэкономразвития России в середине 2010 года. Развитие новых институтов, таких как ОРВ и публичные консультации с представителями адресатов правового регулирования, неизменно основывалось на общепринятых принципах прозрачности процедур, широкого и свободного доступа к участию в них любых заинтересованных лиц, необходимости анализа всех возможных выгод и издержек адресатов регулирования, а также государства, необходимости оценки внешних эффектов и рисков, возникающих при принятии регулятивных решений.

Институт оценки регулирующего воздействия высоко оценен представителями предпринимательского сообщества, как механизм «сверки часов» и действенный инструмент донесения до органов власти позиции самых широких заинтересованных групп по вопросам осуществления предпринимательской деятельности. Процедура ОРВ на протяжении последних лет рассматривается Правительством как один из ключевых элементов системы мер по улучшению качества правотворчества в целом. 

За пять лет подготовлено более 4600 заключений об ОРВ, более трети которых – отрицательные. Ежемесячно в отношении 30–40% проектов актов, проходящих процедуру ОРВ, делается вывод об избыточности и затратности требований для хозяйствующих субъектов и бюджета.

Ключевые достижения развития института ОРВ в России:
1) расширение предметной области оценки

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1318 определен порядок проведения ОРВ проектов нормативных правовых актов в области таможенного и налогового законодательства, проектов актов, регулирующих отношения в области предпринимательской и инвестиционной деятельности, подготовленных к рассмотрению Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении, а также проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии

Оценке регулирующего воздействия подлежат проекты актов, регулирующие отношения:

  • в области организации и осуществления государственного контроля (надзора),
  • по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
  • возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг;
  • в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации;
  • в области оценки соответствия и в области безопасности процессов производства.
2) закрепление модели ОРВ, при которой федеральные органы исполнительной власти – разработчики проектов нормативных правовых актов в предметной области ОРВ сами осуществляют проведение оценки

С 1 июля 2013 года органы-регуляторы перешли к самостоятельному проведению всего цикла процедур оценки. При этом за Минэкономразвития России сохранились полномочия по подготовке заключения об оценке регулирующего воздействия, в котором содержится вывод о полноте и объективности проведенной разработчиком оценки регулирующего воздействия, а также содержаться позиция министерства об обоснованности предлагаемых ведомствами-регуляторами решений.

Новый порядок проведения процедур оценки регулирующего воздействия позволяет в полной мере задействовать потенциал регуляторов, как наиболее компетентных и ответственных участников процесса правотворчества в регулируемых ими сферах, а также устанавливает пошаговую структурированную процедуру оценки регулирующего воздействия, которая позволяет разработчикам в ходе правотворческого процесса поставить все необходимые вопросы о возможных последствиях предлагаемого регулирования и получить отклик от всех заинтересованных сторон. Для Минэкономразвития России как органа, ответственного за подготовку заключения об оценке регулирующего воздействия, и всех заинтересованных лиц обеспечена прозрачность процесса подготовкиПервоначально проведение процедур оценки было сосредоточено исключительно в Минэкономразвития Росси как уполномоченном органе по проведению процедур ОРВ. Работа Минэкономразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов создала условия для перехода к проведению процедур оценки самими разработчиками нормативного регулирования. В последнее время сделан решительный шаг в сторону перехода к проведению процедур оценки самими разработчиками нормативного регулирования. нормативного акта, как в части проведения всех необходимых процедур, так и по существу оценки разработчиком альтернативных решений и возможных рисков.

3) запуск официального сайта для проведения процедур ОРВ проектов нормативных актов - regulation.gov.ru, позволяющий представителям профессиональных сообществ и потенциальным адресатам правового регулирования высказать свое мнение по проектам разрабатываемых органами государственной власти регуляторных решений,

Важным преимуществом новой формы проведения процедуры ОРВ является ее унификация для всех участников, требование соблюдения единых понятных стандартов разработки нормативных актов. Рабочим инструментом, который обеспечивает структурирование и прозрачность процедур оценки, стал Единый портал раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru.

Единый портал призван обеспечить системность и обязательное прохождение ряда стадий для каждого проекта в ходе его разработки. Для внешних участников процесса – экспертов и всех заинтересованных лиц – такая организация процесса дает возможность участия и уверенность, что их голос будет услышан.

Структурированность процесса обеспечена также тем, что в процессе разработки актов регуляторы заполняют ряд унифицированных форм, которые позволяют всем желающим оценить ход процесса оценки, глубину и качество проведенного анализа. Это касается, прежде всего, формы сводного отчета, заполняемой разработчиком и отражающей основные моменты, связанные с предлагаемым регулятивным решением: характер решаемой проблемы, цели регулятора, возможные подходы к решению проблемы, затрагиваемые интересы различных групп, опыт других государств, расчеты и обоснования, предлагаемого варианта решения.

Единый портал regulation.gov.ru стоит в ряду других проектов, направленных на увеличение прозрачности деятельности органов государственной власти.

4) запуск механизма экспертизы действующих нормативных актов ведомств на предмет наличия в них избыточных требований и ограничений при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности (по итогам экспертизы Минэкономразвития России может инициировать отмену или изменение рассмотренных актов или их отдельных положений),

Еще одним общественным институтом, созданным при участии ассоциаций российского бизнеса, стала экспертиза действующих нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Экспертиза проводится в соответствии с полугодовыми планами, утверждаемыми на основании аргументированных предложений, поступающих в министерство от предпринимателей и любых других заинтересованных лиц.

Минэкономразвития Росси разработана специальная форма для направления предложений по проведению экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которая позволила упростить и ускорить процесс отбора актов для включения в план.

Главными критериями отбора актов для проведения экспертизы выбраны:

  • острота проблемы, создаваемой рассматриваемым актом в определенной сфере хозяйственной деятельности, масштаб и несоразмерность запретов, ограничений и дополнительных издержек, налагаемых данным регулированием на предприятия, объективно существующим проблемам, требующим государственного вмешательства в указанной сфере;
  • масштаб регулятивного воздействия рассматриваемого акта, количество субъектов хозяйственной деятельности, затрагиваемых действием данного регулирования;
  • наличие в действующем регулировании барьеров для инноваций, существование которых создает дополнительные трудности для развития инновационных секторов и модернизации экономики.

Качественное описание сути проблемы, наличие количественной оценки – расчет затрат в денежной или иной форме, оценка масштаба воздействия – круг (доля) лиц, на которых оказывается негативное воздействие, наличие барьеров для инвестиций были определены в качестве дополнительных критериев включения в план проведения экспертизы.

Важным ресурсом, обеспечивающим возможность осуществления процесса экспертизы, являются знания и опыт профессионального сообщества: специалистов предприятий, научных организаций, профессиональных и отраслевых объединений. Минэкономразвития России осуществляет взаимодействие более чем со 100 организациями.

С момента введения на федеральном уровне экспертиза уже успела зарекомендовать себя: деловым сообществом было предложено более 90 ведомственных актов для проведения экспертизы, утверждено 4 полугодовых плана, в которые было включено 50 нормативных правовых актов, в отношении половины из них к настоящему времени экспертиза завершена.

5) закрепление обязательного проведения процедуры ОРВ в отношении проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2 июля 2013 г. принят Федеральный закон № 176-ФЗ, предусматривающий введение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации с 1 января 2014 г. Это стало одним из ряда мероприятий, направленных на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности регионов.

Согласно закону, порядок проведения оценки регулирующего воздействия на уровне субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, методическое обеспечение деятельности по проведению ОРВ и экспертизы нормативных правовых актов осуществляется Минэкономразвития России.

Применение таких инструментов как ОРВ, проведение публичных консультаций, экспертизы позволяет достичь следующих результатов:

  • улучшить деловой климат и повысить инвестиционную привлекательность страны или региона;
  • обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов принятия регулятивных решений;
  • сделать принимаемые регулятивные решения исполнимыми для потенциальных адресатов регулирования;
  • ограничить необоснованные издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности;
  • снизить риски, связанные с введением нового регулирования;
  • повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

В современном мире данные параметры являются наиболее важными факторами, определяющими надежность и стабильность деловой среды в глазах как отечественных, так и зарубежных инвесторов.

Документы

Видео