Межведомственное взаимодействие при осуществлении государственного контроля (надзора)

Одним из значимых направлений административной реформы является ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность, исключение чрезмерного регулирования и снижение административных барьеров для бизнеса. Для достижения указанных целей принято решение применить успешный опыт использования межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг на межведомственное взаимодействие при осуществлении государственного контроля (надзора).

Правовой основой нововведений послужил принятый 3 ноября 2015 года Федеральный закон №306-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающий распространение механизма межведомственного взаимодействия на исполнение контрольно-надзорных функций, определивший новый этап развития системы государственного и муниципального контроля.

Согласно новым правилам, которые вступают в силу с 1 июля 2016 года, законом прямо закреплен запрет требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов (информации), которые находятся в распоряжении иных органов или организаций и включены в определенный Правительством Российской Федерации перечень и которые были представлены ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах органа власти, осуществляющего проверку.

Юридические лица и предприниматели освобождены от необходимости представлять документы, которые ранее выдавались им государством и теперь находятся в государственных органах.

В целях подготовки ведомств к реализации нового закона Минэкономразвития России разработан организационный план, одобренный на правительственной подкомиссии 10 февраля 2016 года. Планом предусмотрены мероприятия, которые создадут условия для реализации одного из направлений административной реформы.

В части нормативно-правового обеспечения Минэкономразвития России были подготовлены, утвежденные Председателем Правительства РФ:
постановление Правительства Российской Федерации №323 от 18 апреля 2016 года, определяющее порядок и сроки запроса и получения документов и (или) информации в рамках межведомственного взаимодействия при осуществлении государственного контроля (надзора);
распоряжение Правительства Российской Федерации №724-р от 19 апреля 2016 года, утверждающего перечень документов и (или) информации, подлежащих получению в рамках межведомственного взаимодействия.

На данный момент в перечень включено порядка 200 документов и (или) информации.

Утвержденный Правительством перечень содержит 158 межведомственных документов, находящихся в распоряжении 36 федеральных ведомств, которые ведомства не вправе требовать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок.

В ходе дальнейшей проработки контрольно-надзорных функций данный перечень будет расширен, что будет способствовать снижению административного давления на бизнес.

В настоящее время Минэкономразвития России подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации № 724-р от 19 апреля 2016 г. в части сведений Росреестра.

По аналогии с межведомственным взаимодействием при оказании государственных услуг предполагается разработка органами контроля (надзора) технологических карт межведомственного взаимодействия. В рамках методического обеспечения процесса была разработана соответствующая Методика.

В целях методической помощи ведомствам Минэкономразвития России также были разработаны пилотные технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ) осуществления контроля (надзора). В качестве пилотных проектов одобрены следующие ТКМВ, содержащие наиболее часто запрашиваемые у подконтрольных лиц документы (выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРП и другие):
– ТКМВ Роструда по осуществлению государственной функции «Федеральный государственный надзор за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей»;
– ТКМВ Роструда по осуществлению государственной функции «Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»;
– ТКМВ ФНС России по осуществлению государственной функции «Государственная функция по осуществлению лицензионного контроля за деятельностью по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах»;
– ТКМВ ФНС России по осуществлению государственной функции «Государственная функция по осуществлению лицензионного контроля за деятельностью по производству и реализации защищенной полиграфической продукции».

С 1 января 2017 года межведомственное взаимодействие будет распространено и на проведение проверок органами контроля (надзора) субъектов Российской Федерации.

Проект изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 724-р

Методика проектирования ТКМВ
Методика проектирования межведомственного взаимодействия для регионов
Требования к форматам сведений

Часто задаваемые вопросы

Разъяснения по внесению изменений в административные регламенты осуществления регионального государственного контроля (надзора)

Презентации Минэкономразвития России:
Презентация РАНХиГС при Президенте РФ о переходе к межведомственному инормационному взаимодействию при осуществлении государственного контроля (надзора)
Проектирование межведомственного взаимодействия при осуществлении регионального контроля (надзора)
Новые подходы в проектировании межведомственного взаимодействия при осуществлении регионального контроля (надзора)
Особенности проектирования межведомственного взаимодействия при осуществлении регионального контроля (надзора)
Роль федеральных ведомств в организации межведомственного взаимодействия при осуществлении регионального контроля (надзора)
Новые подходы в части ФОИВ к организации межведомственного взаимодействия при осуществлении регионального контроля (надзора)
Основы организации межведомственного взаимодействия при осуществлении регионального контроля (надзора)

Аудио- и видеоматериалы в помощь субъектам РФ:
Видео-семинар для субъектов РФ
Аудиозаписи с семинаров 21, 24 октября 2016 г.

Запросы Минэкономразвития России в субъекты РФ:
Письмо Минэкономразвития России об определении Уполномоченного органа
Письмо Минэкономразвития России о Планах мероприятий

Семинары в Минэкономразвития России для субъектов РФ:
Приглашение на семинар 21, 24 октября 2016 г.
Приглашение на семинар 31 октября, 1 ноября 2016 г.
Приглашение на семинар 11, 14 ноября 2016 г.
Приглашение на семинар 25, 28 ноября 2016 г.
Обращаем внимание, что для каждого субъекта РФ Минэкономразвития России выделяется всего одна точка подключения!
Подключение к сеансам видеоконференцсвязи возможно только при наличии специализированного программного обеспечения.
Через Интернет-браузер подключение невозможно! В случае правильного подключения при соединении с сервером дополнительной информации (включая логин и пароль) не требуется.

Материалы пилотных субъектов РФ:
Листы с новыми запросами субъектов РФ
Формы документов
Пилотные ТКМВ субъектов РФ

ТЕЛЕФОНЫ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ: 8 (800) 775-43-86; 8 (495) 984-42-89

1. Роструд. Соблюдение требований
2. Роструд. Труд законодательство
3. ФНС России. Азартные игры
4. ФНС России. Полиграфия
5. Росгидромет. Активное воздействие
6. Минобороны. Вооружение
7. Минобороны. Промобъекты
8. Ространснадзор. Автонадзор
9. Ространснадзор. Ж/д надзор
10. МВД России. Дорожный надзор
11. МВД России. Миграция
12. МВД России. Технадзор
13. Минкультуры. ОКН
14. Минкультуры. Лиценз. требования
15. Минкультуры. Музеи
16. Минкультуры. Туризм
17. Росаккредитация. Аккред. лица
18. Росздравнадзор. Клинич. исследования
19. Росздравнадзор. Качество ЛС
21. Росреестр. Геодезия и картография
22. Росздравнадзор. Уничтожение ЛС
23. Росздравнадзор. Меддеятельность
24. Росздравнадзор. Медтехника
25. Росздравнадзор. Фармацевтика
26. Росздравнадзор. Нарк. средства
27. Росздравнадзор. Обращение ЛС
28. Росреестр. Земельный надзор
29. Россельхознадзор. ЛС для ветеринарии
30. МВД России. Контроль за оборотом оружия
31. МВД России. Контроль за частной детективной (сыскной) и охранной деятельностью
32. Роспотребнадзор. Инфекционные заболевания и ГМО
33. Роспотребнадзор. Ионизирующее излучение
34. Ространснадзор. Транспортная безопасность
35. Ространснадзор. ГТС
36. Рособрнадзор. Образовательная деятельность
37. МЧС России. ЧС
38. ФМБА России. Донорская кровь
39. ФМБА России. Санитарный надзор
40. Минпромторг России. Контроль авиатехника
41. Минпромторг России. Контроль оружие
42. Минпромторг России. Контроль боеприпасы
43. Нацгвардия России. Контроль вневедомственная охрана
44. Нацгвардия России. Контроль ТЭК
45. МЧС России. Тушение пожаров
46. МЧС России. Пожарная безопасность зданий
47. Ространснадзор. Гражданская авиация
48. Минкультуры России. Авторское право
49. Минкультуры России. Госохрана ОКН
50. Минкультуры России. Лицензионные требования
51. Минкультуры России. Музеи
52. Минкультуры России. Туризм
53. Рослесхоз. Лесной надзор
54. Роскомнадзор. Радиоконтроль
55. Росалкогольрегулирование. Контроль производства спирта
56. Росстандарт. Метрологический надзор
57. МЧС России. Гражданская оборона
58. МЧС России. Федеральный государственный пожарный надзор
61. Минюст России. Контроль некоммерческих организаций
62. Россельхознадзор. Земельный надзор
63. Россельхознадзор. Контроль качества продуктов
64. Росстандарт. Соблюдение национальных стандартов
65. Роскомнадзор. Надзор за ресурсом нумерации единой сети электросвязи
66. Роскомнадзор. Лицензионный контроль связи
67. Ространснадзор. Надзор за торговым мореплаванием
201. Росалкогольрегулирование. Контроль производства спирта
202.Минкультуры России. Госохрана. ГКН
203.Минкультуры России. Лицензионные требования
204.Минкультуры России. Музеи
205.Минкультуры России. Туризм
223. ФНС России Контроль за оборотом товаров (Минздрав России)
228. ФНС России Контроль за оборотом товаров (Минпромторг России)
232. ФНС России Контроль за оборотом товаров (Росздравнадзор)
Ростехнадзор. Промышленная безопасность.

ТКМВ РОИВ

Типовые ТКМВ ОМСУ

Документы