Запись на гильотину открыта

Правительство определило список 45 рабочих групп, которые будут обсуждать применение «регуляторной гильотины» в контексте контрольно-надзорной деятельности (КНД). В 13 группах снятие с 2021 года устаревших и избыточных требований останется делом профильных ведомств, в 15-ти — видимо, почти не выйдет за пределы отрасли. В 17-ти (а возможно, и большем числе групп) конструкция будущего госрегулирования будет формироваться коллегиально, то есть с большой вероятностью конфликтно,— хотя в каждой такой группе есть головное ведомство, пересмотру подлежат нормы всех ведомств—участников группы.

Как сообщила вчера пресс-служба правительства, 5 июля в Белом доме под руководством вице-премьера, главы аппарата правительства Константина Чуйченко прошел семинар по проекту нового закона о КНД и механизму «регуляторной гильотины». Объявлено, что законопроект будет внесен в Госдуму в сентябре 2019 года, а работа над «гильотиной», оформленной дорожной картой №4714п-П36 от 29 мая 2019 года, фактически началась с 28 июня, когда господином Чуйченко был утвержден список из 45 рабочих групп по ее применению. Заместитель главы аппарата правительства Юрий Любимов объявил алгоритм работы всех групп:

  • на первом этапе они определят список объектов, которые должны вообще исключаться из списка поднадзорных (издержки КНД в этом случае могут быть выше потенциального предотвращенного урона),
  • на втором — риски, которые будут контролироваться новой системой регулирования,
  • на третьем — сформулируют способ управления ими.

Исходя из этого, видимо, и станет очевиден критерий отсечения ненужных правовых актов, регламентирующих КНД в старой модели: неотобранные и непересмотренные акты, «включая объемные или даже недавно принятые», потеряют силу 1 января 2021 года.

Как пояснил “Ъ” источник в Белом доме, во всех 45 рабочих группах есть головные ведомства (например, МЧС в группе «Пожарная безопасность»), а также участвующие в обсуждении, «сочувствующие» госорганы (Минприроды, Рослесхоз и Ростехнадзор). В рамках заявленной тематики требования будут рассматриваться комплексно: анализу должны подвергаться обязательные требования всех ведомств, вошедших в группу, чтобы исключить дублирование. Напомним, часть видов госрегулирования (например, все финансовое и банковское) исходно не рассматривалось как предмет «гильотинирования» или даже как предмет обычной реформы КНД, а значительная часть попавших в проект ведомств пыталась избежать участия в нем — последним “Ъ” писал о такой попытке Минтруда (исходя из списков Константина Чуйченко, попытка оказалась неудачной). Как пояснил Юрий Любимов, в отношении еще пяти госорганов вопрос применения «гильотины» пока обсуждается, то есть список может увеличиться до 50 за счет ФСБ (рыболовство в морских водах), Минюста (НКО), Росгвардии (оборот оружия, контроль безопасности объектов ТЭК), Росфинмониторинга (легализация доходов) и ФСТЭК (объекты критической информационной инфраструктуры). Под вопросом и блок требований ФСБ и Росгвардии к антитеррористической защищенности.

Нынешние 45 групп можно разделить на три категории. В 13 группах головное ведомство будет само определять новую модель КНД: таковы, например, две темы ФАС, контроль МВД миграции, Минфин с контролем оборота драгметаллов и аудиторов, ФНС с контролем касс, Минкульт со всей культурой. Очевидно, что ведомств-конкурентов в таких вопросах было достаточно, а самое проблемное решение в этой части — оставить Роспотребнадзор с темой торговли наедине.

Еще 15 групп будут отраслевыми. Например, обсуждать регулирование коллекторской деятельности будут ФССП (головное ведомство) и Минюст; воздушного транспорта — Росавиация (головное), Минтранс и Ространснадзор; лесное регулирование — Рослесхоз и Минприроды. Здесь большое значение будут играть система связей между ведомствами одного профиля и их нынешняя и историческая подчиненность — соответственно, вероятность перемен ниже.

Наконец, в 17 группах полная или мягкая «отраслевая изоляция» невозможна, новую модель КНД будут искать очень разные ведомства, и ценой вопроса для всех будет отмена полномочий, стоящих за «гильотинированными» правовыми актами. Регулирование энергетики (головное — Минэнерго) будут обсуждать Минэкономики, Ростехнадзор, Росгвардия и ФАС; здравоохранение (головным является Росздравнадзор) — еще и ФМБА, Минздрав и Роспотребнадзор; фармацевтику — Росздравнадзор (головной), Минздрав и Минпромторг. Логика назначения головных ведомств не всегда очевидна, как и их полномочия. Например, непонятно, кто в итоге скажет «последнее слово» в формировании практик КНД на железнодорожном транспорте — Ространснадзор как головное ведомство, Росжелдор как профильное или Минтранс как отраслевое. Очевидно, ближайшие полтора года будут потрачены и на выяснение этих вопросов, в административной логике предельно важных, и вряд ли эти дискуссии будут бесконфликтными.

45 утвержденных рабочих групп по «регуляторной гильотине»

Тема КНД Головное ведомство Участники рабочей группы помимо головного ведомства
Обсуждение «гильотины» ведомствами из разных отраслей
1 Безопасность дорожного движения МВД Минтранс, Ространснадзор
2 Здравоохранение Росздравнадзор Минздрав, ФМБА, Роспотребнадзор
3 Фармацевтика и медицинские изделия Росздравнадзор Минздрав, Минпромторг
4 Образование Рособрнадзор Минобрнауки, Минпросвещения
5 Оценка соответствия Росаккредитация Минэкономики, Минпромторг, Росстандарт
6 Животноводство Россельхознадзор Минсельхоз, Минприроды, Росприроднадзор
7 Растениеводство Россельхознадзор Минсельхоз
8 Рыболовство Росрыболовство Минсельхоз, Росприроднадзор, ФСБ
9 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство Минстрой Ростехнадзор
10 Автомобильный транспорт Ространснадзор Минтранс, МВД, Росавтодор
11 Трудовые отношения и охрана труда Роструд Минтруд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор
12 Социальное обслуживание Роструд Минтруд, Минздрав, Росздравнадзор
13 Земля и недвижимость Росреестр Минэкономики, Минсельхоз, Минприроды, Россельхознадзор
14 Пожарная безопасность МЧС Минприроды, Рослесхоз, Ростехнадзор
15 Энергетика Минэнерго Минэкономики, Ростехнадзор, Росгвардия, ФАС
16 Санитарно-эпидемиологическое благополучие Роспотребнадзор Минздрав, ФМБА
17 Туризм Минэкономики Ростуризм
Обсуждение внутри отрасли
1 Коллекторская деятельность ФССП Минюст
2 Метеорология Росгидромет Минприроды
3 Экология и природопользование Росприроднадзор Минприроды
4 Лесное хозяйство Рослесхоз Минприроды
5 Обеспечение единства измерений Росстандарт Минпромторг
6 Железнодорожный транспорт Ространснадзор Минтранс, Росжелдор
7 Водный транспорт Ространснадзор Минтранс, Росморречфлот
8 Воздушный транспорт Росавиация Минтранс, Ространснадзор
9 Недропользование Ростехнадзор Минприроды, Роснедра
10 Связь и информационные технологии Роскомнадзор Минкомсвязь, Россвязь
Средства массовой информации Роскомнадзор Минкомсвязь, Роспечать
12 Азартные игры и лотереи ФНС Минфин
13 Производство и оборот алкогольной продукции Росалкогольрегулирование Минфин
14 Безопасность донорской крови ФМБА Минздрав
15 Интеллектуальная собственность Роспатент Минэкономики
Обсуждение внутри одного ведомства
1 Развитие конкуренции ФАС
2 Реклама ФАС
3 Миграция МВД
4 Культура Минкульт
5 Оружие, боеприпасы, пиротехнические изделия Минпромторг
6 Драгоценные металлы и камни Минфин
7 Саморегулируемые организации аудиторов Минфин
8 Саморегулируемые организации сельскохозяйственных кооперативов Минсельхоз
9 Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации МЧС
10 Контрольно-кассовая техника ФНС
11 Полиграфическая продукция ФНС
12 Промышленная безопасность Ростехнадзор
13 Торговля и защита прав потребителей Роспотребнадзор

Дмитрий Бутрин, Евгения Крючкова